Захар Виноградов, обозреватель РИА Новости; Наталья Печорина, РИА Новости Украина
В среду, 15 марта, одновременно две властные структуры Украины — Совет по национальной безопасности и обороне (СНБО) и Верховная рада — рассматривали блокаду радикалами железнодорожного сообщения между Украиной и непризнанными республиками и акции радикалов по блокированию Сбербанка, "Альфа-банка" и "дочек" других российских финансовых учреждений.
Верховная рада вынуждена была досрочно закрыть пленарное заседание: украинские правоохранители незаконно захватили трибуну парламента, а СНБО принял решения, полностью удовлетворяющие требования радикалов.
Сбербанк почти не виден
"Монтажной пеной активисты залили эти банкоматы "от" и "до", чтобы прекратить оккупантами предоставление банковских услуг украинцам", — заявили на своей странице в соцсетях активисты радикальной партии "Национальный корпус".
А во вторник, 14 марта, радикалы замуровали бетонными блоками одно из отделений этого банка в Киеве. Тогда же вечером радикалы забросали камнями отделение "дочки" другого российского банка — "Альфа-банка".
В тот же день трудовой коллектив украинской "дочки" Сбербанка обратился к президенту Порошенко с просьбой от лица более двух тысяч украинских граждан, работающих в Сбербанке, вмешаться и принять меры "для восстановления конституционных прав клиентов и сотрудников, полноценной работы одного из руководящих коммерческих банков Украины".
В ответ Аваков заявил: "Сбербанк России должен прекратить свою работу в Украине! На фиг с пляжа!"
Президент Порошенко никак не ответил на обращение сотрудников украинского Сбербанка. Вместо этого на заседании СНБО в среду глава государства призвал Национальный банк Украины в течение суток создать список финансовых организаций с российским капиталом, в отношении которых будут применены санкции. Скорее всего, все они будут лишены лицензии на финансовую деятельность, то есть, попросту говоря, закрыты.
Накануне, 14 марта, на блокпост возле города Славянска въехали 13 автомобилей участников блокады. Полицейские решили их досмотреть на предмет наличия у пассажиров оружия.
Возглавлявший группу радикалов депутат парламента Владимир Парасюк, назвав полицейских "мразями", "чмошниками" и "сепаратистами", попытался силой прорваться сквозь ряды правоохранителей.
Завязалась драка, в которой пострадали семь полицейских. На этот раз автоколонна "блокадников" не прорвалась сквозь полицейский кордон. По некоторым данным, пострадали не только правоохранители, но и сам депутат.
Полиция Донецкой области накануне получила от своего руководства в МВД разрешение применять силу в связи с проводимыми в АТО "антидиверсионными действиями". На самом деле "диверсантами" на этот раз стали сами радикалы, организовавшие блокаду непризнанных республик. Так, спустя три месяца после старта блокады власть, потерявшая контроль над железнодорожным сообщением, наконец решила применить данное ей законом право.
После недолгих препирательств между вице-спикером и депутатами из БПП и НФ, заседание Рады было досрочно прекращено. Полицейские тем не менее выступили перед депутатами, но уже вне парламентских прений.
В это же время на заседании СНБО президент Порошенко на словах громил "блокадников", а Парасюка обозвал "депутатом среднего рода".
Но тут важно другое. На словах осуждая акции радикалов, и президент страны, и СНБО Украины пошли намного дальше Штаба блокады, объявив на этом заседании не только железнодорожную, но и полную блокаду непризнанных республик.
Фактически с 13:00 среды по распоряжению СНБО любые виды сообщения с ДНР и ЛНР, в том числе и автомобильный, заблокированы.
Политика и политики, убивающие экономику
Так, например, украинская дочка Сбербанка за последние три года заплатила в виде налогов и сборов в государственный и местные бюджеты 1,8 миллиарда гривен. Кроме того, по данным НБУ, у Сбербанка на Украине 1,2 миллиона вкладчиков, которые разместили в банке более 11 миллиардов гривен (почти 409 миллионов долларов).
В случае решения властей Украины о прекращении деятельности украинского Сбербанка только три миллиарда гривен из этих вкладов могут быть компенсированы за счет средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
На украинском рынке банковских услуг кроме "дочки" Сбербанка работают также дочерние компании российского государственного ВТБ, "Проминвестбанка", "Альфа-банка" и других — всего восемь "дочек".
На начало 2017 года доля активов дочерних структур российских банков на Украине составила 8,8%, хотя годом ранее она равнялась 15% в общем объеме банковских активов.
В 2016 году из 3,8 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций, поступивших в страну, один миллиард долларов был получен за счет перечислений материнских структур из России. Эти деньги были направленны на докапитализацию украинских "дочек" по новым нормативам Нацбанка Украины (НБУ).
Ранее глава НБУ Валерия Гонтарева заявила, что выведение с рынка российских банков обойдется стране в десятки миллиардов гривен.
Впрочем, радикалы, добившиеся победы на востоке и в банковской сфере, за провалы в экономике не отвечают. А президент и правительство, пытаясь досадить своими действиями России и мятежному Донбассу, думают о самосохранении в бурлящей радикалами Украине, а не о финансовых потерях, которые понесет население.
Из опубликованных ранее деклараций руководителей страны точно известно, что свои сбережения они либо держат в других банках, либо наличными.