Андрей Веселов, РИА Новости
Президент США Дональд Трамп обвинил своего предшественника Барака Обаму в прослушке телефонов в здании Trump Tower во время предвыборной кампании. Сделал Трамп это в своей характерной манере, использовав Twitter: "Ужасно! Только узнал, что Обама прослушивал мои разговоры прямо перед победой. Ничего не нашли. Это маккартизм".
Трамп сравнил произошедшее с Уотергейтским скандалом — прослушкой штаба Демократической партии в 1972 году, из-за которого президент Ричард Никсон был вынужден досрочно уйти в отставку. "Плохой или ненормальный парень", — написал Трамп, подразумевая, по всей видимости, Обаму. Однако никаких доказательств в поддержку своих слов президент США пока не привел.
Ловили шпионов, поймали Трампа
В свою очередь, Майкл Мьюкейзи, занимавший пост Генпрокурора США при администрации Джорджа Буша-младшего, рассказал, что слежка могла вестись, но Трамп "был неточен в своем высказывании по поводу того, что о прослушке распорядился Обама". По версии Мьюкейзи, такая слежка была и проводилась по запросу Министерства юстиции через суд в соответствии с так называемым "Актом о наблюдении за представителями иностранной разведки" (FISA).
То есть инициировал прослушку Минюст для поиска шпионов, но на деле в распоряжении "слушальщиков" могли оказаться самые разные разговоры Трампа и его сотрудников, и эти разговоры вкупе с другими разведданными, по крайней мере, в теории, могли лечь на стол Обаме как президенту и верховному главнокомандующему. В этом случае буква закона нарушена не была, хотя и выглядит эта ситуация крайне неприглядно.
Тонкость заключается еще и в том, что после 11 сентября 2001 года FISA неоднократно редактировался под нужды "национальной безопасности" — появилась возможность в особых случаях производить прослушку даже без решения суда.
Досье на будущего президента
В частности, это информация о встречах Генерального прокурора США Джеффа Сешнса с российским послом во время предвыборной кампании в прошлом году и информация о телефонном разговоре с послом помощника президента США по национальной безопасности Майкла Флинна. После ее обнародования Флинн был вынужден уйти в отставку.
О том, что при формировании досье контактов мог прослушиваться в том числе и телефон Трампа, первым рассказал глава аппарата Генерального прокурора США в администрации Рональда Рейгана Марк Левин. После главные тезисы Левина перепечатал консервативный портал Breitbart. Старший советник Трампа по политическим вопросам и главный стратег Белого дома Стив Бэннон — владелец и бывший руководитель этого ресурса. Известно, что Breitbart регулярно читает лично президент, и, скорее всего, его импульсивная реакция в сети Twitter стала следствием прочтения этого материала.
По мнению Левина, ФБР, ЦРУ, АНБ, Управление финансовой разведки Минфина и Минюст постоянно следили как минимум за четырьмя сотрудниками предвыборного штаба Трампа, которые затем стали членами новой администрации. При этом Министерство юстиции дважды, в соответствии с FISA, обращалось в суд за разрешением на прослушку, исследование электронной почты и изучение финансовой документации.
Был также направлен запрос на прослушивание телефонов и отслеживание компьютерного трафика в главной резиденции Трампа — Trump Tower. В качестве основания были названы некие "связи с российскими банками". Но даже когда доказательств связи найдено не было, прослушивание продолжилось "по соображениям национальной безопасности". В ходе прослушивания в Trump Tower могли быть записаны и личные разговоры Трампа.
Левин не раскрыл свои источники, зато назвал произошедшее "тихим переворотом" и "попыткой построить полицейское государство". Трамп уже призвал конгресс провести парламентское расследование.