Российский рынок является основным потребителем белорусских молочных и мясных продуктов питания. Однако в последнее время российские контролирующие органы предъявляют серьезные претензии к качеству продовольствия, закупаемого у соседей. Дошло до того, что Белоруссия вынуждена искать новые рынки. Перед отлетом в Египет на вопросы РИА Новости ответил министр сельского хозяйства и продовольствия Белоруссии Леонид Заяц.
— Когда состоится заседание совместной коллегии Минсельхозпрода Белоруссии и Минсельхоза России? Согласуют ли на нем балансы поставок продовольствия?
Сами же балансы уже сформированы. Надо их обсуждать, но по предварительной информации, которую мы имеем, — объемы поставок, фигурирующие в балансах, находятся на уровне 2016 года.
— В последнее время российские контролирующие органы часто предъявляют претензии к качеству белорусского продовольствия…
— У нас на достаточно высоком уровне сегодня налажен контроль — контроль по сырью, контроль по выпуску готовой продукции, по отгрузке. У нас не вызывает никакого сомнения внутри Беларуси, что где-то принижен или на недостаточном уровне находится ветеринарный контроль. У нас есть аккредитованные лаборатории, в том числе и в областях, имеются опытные специалисты. Не вызывает никакого сомнения, что продукция качественная.
При этом наша ветеринарная деятельность, наш ветеринарный контроль и методы контроля — они гармонизированы с законодательством Российской Федерации, с законодательством Евразийского экономического союза, признана китайскими специалистами, европейскими специалистами, и не у кого не вызывает недоумения в том плане, что где-то пониженный или недостаточный ветеринарный контроль в Республике Беларусь.
— Белорусская сторона одно время подозревала, что на территории России производят контрафакт под известными брендами…
— Постоянно появляется под нашими брендами очень много фальсифицированной продукции, которая подделывается на территории Российской Федерации. Мы об этом информировали и руководство Россельхознадзора, и компетентным органам передавали материалы, подтверждающие это. Но решений, к сожалению, не принимается, а вину возлагают на наши предприятия. Наши специалисты, руководители предприятий, которые попались якобы на фальсификации, приезжали на место, разбирались, писали заявления в компетентные органы Российской Федерации, но решения не принимались в пользу того, чтобы поставить уже точку на этом фальсификате.
— Одна из претензий — это использование сухого молока в своем готовом продукте. Россельхознадзор использует свою методику или в Минске с ней знакомы?
— Речь идет о методике проверки цельного молока для выявления наличия в нем сухого молока. Это односторонние, будем так говорить, действия Россельхознадзора, который на своем уровне апробирует методику на территории Российской Федерации и с помощью этой проверки пытается уличить в нечистоплотности белорусских производителей молока.
Эта методика нигде не принята — ни в Евразийском союзе, ни в мире. Для того чтобы ее апробировать и применять официально, необходимо пройти некий путь. Мы не можем руководствоваться лабораторными исследованиями, которыми оперирует Россельхознадзор, потому что в данном случае методика проверки является недействительной. Она просто надумана.
— Получается, что в России самые строгие требования по безопасности продовольствия?
— Я бы не сказал. Во всех странах очень строгий контроль — и в России, и в Евросоюзе, и в Объединенных Арабских Эмиратах, где мы тоже присутствуем со своими продуктами питания. Но почему-то во всех странах мы прекрасно проходим контроль, подтверждаем качество, а только с Россельхознадзором в последнее время у нас проблемы возникли…
— В чем же дело? Это лобби? Политика?
— Я не готов сказать, что это, но, по крайней мере, это не идет на пользу нашим странам — России и Беларуси. Мы договаривались не об этом, и не для этого создавали Союзное государство. Как прописано в документах Союзного государства, перемещение рабочей силы, товаров должно быть беспрепятственным. Надо доверять компетентным службам друг друга. Если мы поставляем свой продукт на российский рынок, то необходимо доверять соответствующим службам Республики Беларусь, как мы доверяем сегодня службам ветеринарного контроля Российской Федерации. Если будет такое доверие, то у нас не будет и таких проволочек в поставках продукции.
— Белоруссия тоже в свое время высказывала претензии к методикам контроля своей продукции российскими специалистами.
— Если в одностороннем порядке на территории страны назначения отбираются образцы и в одностороннем порядке они исследуются, то понятно, что там можно найти что хочешь. Тем более что эти образцы доставляются в лаборатории с явным нарушением ГОСТов — по двое, по трое, а бывает даже и в течение десяти-двенадцати дней. А потом в этих образцах мы находим вредные организмы. Откуда они появились? Тут может сыграть негативную роль и температура хранения, и условия транспортировки, и человеческий фактор.
У нас же нет прецедентов в Республике Беларусь, чтобы из-за продуктов питания, из-за их некачественного приготовления были какие-то последствия. Слава богу, их и не будет. Это подтверждается и хорошим сырьем и хорошим ветеринарным контролем.
— Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт недавно заявил, что опасается приезжать в Белоруссию после заявлений о его возможном уголовном преследовании.
— С удовольствием хочу пригласить и Данкверта и министра сельского хозяйства для того, чтобы мы наладили наши отношения в части поставок продуктов питания на рынки Российской Федерации и Республики Беларусь. С удовольствием встретим, покажем наши предприятия, расскажем обо всем. Надо же как-то встречаться, надо договариваться…
— Вы можете гарантировать, что отправите господина Данкверта на родину после того, как он посетит Белоруссию?
— Несомненно! Конечно, отправим. А когда были какие препятствия гражданам Российской Федерации? Прецедентов таких нет. Их и не будет. Зачем бояться? У нас правовое государство. Безопасное государство, и мы можем гарантировать безопасность любого, кто заехал на территорию Республики Беларусь
— Всего в Российскую Федерацию было поставлено 352 тысячи тонн мяса и мясопродуктов и 4 миллиона тонн молока и молокопродуктов. Если говорить в деньгах, то экспорт в Россию продукции АПК составил по итогам прошлого года 3 миллиарда 20 миллионов долларов США без учета показателей концерна "Белгоспищепром", а всего свыше 4 миллиардов долларов.