МОСКВА, 3 мар — РИА Новости/Прайм. Российский рынок безалкогольных напитков в 2016 году замедлил падение, сократившись на 1,2% в банках и бутылках против 2,3% годом ранее благодаря выросшим продажам минеральной воды, кваса и энергетических напитков, свидетельствуют данные исследования аналитической компании Nielsen.
При этом темпы роста в денежном выражении замедлились: в 2016 году они увеличились на 3,2%, когда как в 2015 году росли на 5,8%. "Причиной тому во многом служит замедление роста цен на российском рынке безалкогольных напитков: в 2016 году стоимость литра в среднем выросла на 4,5%, в то время как годом ранее — на 8,3%", — полагают эксперты.
Минералке — да
Восстановилась после спада крупнейшая категория на рынке безалкогольных напитков (в 2016 году на нее пришлось 43% продаж в натуральном выражении) — минеральная вода: в прошлом году ее продажи выросли на 4,3% в натуральном выражении, в то время как годом ранее она демонстрировала снижение на 0,8%.
"Пошли в плюс" и продажи кваса, увеличившись на 2% в натуральном выражении, тогда как годом ранее сокращались на 3,4%. "Наиболее заметный взлет показала категория энергетических напитков, чьи продажи выросли на 12,2% в натуральном выражении (год назад — на 4,2%)", — отмечают эксперты.
Эксперты полагают, что столь выразительный рост продаж энергетических напитков во многом связан со значительным расширением ассортимента продукции на рынке и появлением новинок. А улучшения по минеральной воде и квасу обязаны как привлекательным ценам и активности частных марок, так и набирающему популярность среди российских потребителей стремлению к здоровому образу жизни, полагает директор по работе с глобальными компаниями Nielsen Россия Марина Лапенкова.
Падение лимонадов
А вот газированные напитки и соки ускорили падение. Продажи лимонадов и напитков типа колы в 2016 год снизились на 4,3% (падение на 0,8% в 2015 году), продажи соков в 2016 году снизились на 8%, в 2015 — на 6,8%. "Наиболее заметный спад среди безалкогольных напитков демонстрирует категория холодного чая: минус 15% в натуральном выражении, годом ранее — минус 6,5%", — сообщили в Nielsen.
"Соки и холодный чай продолжают расти в цене, что снижает их привлекательность для российских покупателей, для которых становится все привычнее отказывать себе в категориях не первой необходимости", — комментирует Лапенкова.
В то же время, по данным Росстата, продажи алкогольных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь за 2016 год уменьшились с 99,2 миллиона декалитров до 96,8 миллиона декалитров.