МОСКВА, 3 мар — РИА Новости. Глава российского Генштаба Валерий Герасимов и председатель Военного комитета НАТО Петр Павел провели первые за три года переговоры. С инициативой о телефонном разговоре выступили представители альянса.
Первый контакт
В Минобороны отметили, что разговор между Герасимовым и Павелом состоялся по инициативе НАТО.
"Это первый контакт высокого уровня по военной линии после принятия Советом НАТО решения о заморозке отношений с Россией", — отметили в ведомстве.
Глава Генштаба обсудил с представителем НАТО проблемы обеспечения безопасности, перспективы восстановления взаимодействия по военной линии, а также предотвращение инцидентов и участие альянса в международных мероприятиях.
НАТО зовут в Москву
Заместитель министра обороны Александр Фомин рассказал, что руководство НАТО и представители стран-членов альянса и Евросоюза получили приглашения на Московскую конференцию по безопасности.
"Несмотря на приостановленное взаимодействие по военной линии, приглашения на форум направлены во все страны-члены Североатлантического альянса и Европейского Союза, а также руководству НАТО", — сказал Фомин на брифинге для военных атташе.
По его словам, российское военное ведомство рассматривает конференцию как площадку для изложения позиций.
"Если кто-то имеет отличную точку зрения, пусть расскажет о ней, и мы будем учитывать ее в своей дальнейшей работе. Одним словом, рассчитываем на открытые и заинтересованные дискуссии", — сказал Фомин.
Альянс не хочет войны
В свою очередь, генсек НАТО Йенс Столтенберг заявил, что альянс открыт для улучшения отношений с Россией.
Столтенберг добавил, что альянс не хочет новой холодной войны или прямого столкновения с Москвой. По его словам, действия НАТО просчитаны и носят оборонительный характер.
Суматоха у границ
В июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве было принято решение "об укреплении восточного фланга". Для этого альянс намерен разместить в Литве, Латвии, Эстонии и Польше по международному батальону. Их формирование взяли на себя Великобритания, Германия, Канада и США.
В конце января и сам Столтенберг заявил, что альянс не видит непосредственной угрозы со стороны Москвы.
"Мы видим более напористую Россию, мы видим значительное военное наращивание, но мы не видим непосредственной угрозы. НАТО отреагировала, вот почему мы впервые разместили военных в восточной части альянса", — отметил тогда генсек альянса, добавив, что НАТО совмещает "силу и твердый подход с открытыми каналами для диалога".
Политика устрашения не пройдет
"Если государства НАТО действительно заинтересованы в борьбе с террористическими угрозами, они должны переосмыслить свою политику устрашения по отношению к России и стремиться к рациональному диалогу о том, что можно сделать вместе. Потенциал для сотрудничества имеется", — заявил Грушко в интервью немецкой газете Welt.
"Совместная работа пошла бы на пользу не только интересам безопасности России, но и интересам безопасности НАТО. Террористическая угроза не знает границ", — отметил он, добавив, что ни одна организация в одиночку не в состоянии создать "островки безопасности".
Грушко также напомнил, что до кризиса на Украине были примеры успешного сотрудничества НАТО и России.
"Вполне очевидно, что эти проекты благоприятно сказывались на безопасности России и НАТО. Приостановив сотрудничество, страны НАТО навредили собственным интересам в сфере безопасности… Образно выражаясь, НАТО сама себе выстрелила в ногу", — отметил дипломат.
Кризис в НАТО
В частности, недовольство вызывает неравномерное распределение участия в работе альянса. Так, США призывают партнеров увеличить финансирование оборонных нужд до двух процентов от ВВП, как того требует устав.
В последние два года эти обязательства выполняли лишь пять стран — США, Греция, Великобритания, Эстония и Польша.