МОСКВА, 2 мар — РИА Новости. Королёвский суд Подмосковья в четверг начнет рассматривать уголовное дело по обвинению сотрудников ракетно-космической корпорации (РКК) "Энергия" в связи с аварией ракеты-носителя "Протон-М" в 2010 году, сообщила РИА Новости пресс-секретарь Мособлсуда Наталья Осипова.
"Рассмотрение уголовного дела в отношении сотрудников ОАО "РКК "Энергия" имени С. П. Королёва" Станислава Балакина, Сергея Ломтева, Александра Мартынова и Юрия Большигина назначено к рассмотрению на 11 часов. Суд проведет предварительные слушания, которые пройдут в закрытом режиме", — сказала пресс-секретарь.
По данным Генпрокуратуры, ущерб государству составил более 4 миллиардов рублей.
После старта ракеты-носителя "Протон-М" 5 декабря 2010 года с тремя спутниками были утрачены три спутника "Глонасс-М", которые должны были завершить формирование российской глобальной навигационной системы ГЛОНАСС. Разгонный блок ДМ-03 производства РКК "Энергия" вместе с космическими аппаратами упал в Тихий океан. Согласно выводам комиссии, расследовавшей инцидент, все ступени и системы ракеты-носителя "Протон" отработали штатно, а спутники были утрачены по причине того, что в разгонный блок ДМ-03 из-за ошибки в конструкторской документации залили 1,5 тонны лишнего топлива.
По версии следствия, к аварии причастны сотрудники РКК "Энергия" Балакин, Ломтев, Мартынов и Большигин.
"Установлено, что причиной аварии стало применение неверной формулы, в результате чего масса заправленного в бак окислителя разгонного блока жидкого кислорода на 1 тысячу 582 килограмма превысила максимально допустимую величину, что повлекло выведение ракеты-носителя на незамкнутую орбиту и его падение в акваторию Тихого океана", — утверждает надзорное ведомство.
По его данным, глава отдела РКК "Энергия" Балакин, начальник отделения Мартынов и его заместитель Ломтев были ответственными за разработку эксплуатационной документации, но не обеспечили выполнение подчиненным инженером Большигиным своевременной корректировки формулы для расчета настройки системы контроля заправки. Документ о данной корректировке в подразделение организации поступил, но был списан инженером как исполненный. В результате этого формула расчета осталась неоткорректированной.
Как отмечает Генпрокуратура, зная, что в формуле расчета уровня заправки содержатся неверные данные, которые нельзя применять при запуске ракеты, Балакин, Мартынов, Ломтев и Большигин согласовали эксплуатационную документацию, не указав на ошибку в расчетах.