НЬЮ-ДЕЛИ, 28 фев — РИА Новости. Индия сохранит в ближайшие годы высокие темпы роста экономики, но стране необходима комплексная налоговая реформа для стимулирования инвестиций и борьбы с неравенством, говорится в докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Доклад был представлен во вторник в Нью-Дели. Эксперты ОЭСР прогнозируют, что в 2016-2017 финансовом году (заканчивается 31 марта) темпы роста ВВП снизятся до 7% по сравнению с 7,6% в 2015-2016 фингоду, но уже в следующем фингоду экономика будет расти на 7,3%, а в 2018-2019 году темпы роста составят 7,7%.
Индия — лидер "Большой двадцатки"
Как отмечается в докладе, с 2014 года в Индии наблюдаются высокие темпы экономического роста — свыше 7%. С учетом замедления темпов роста китайской экономики, Индия с ее 7,6% в прошлом финансовом году стала лидером "Большой двадцатки".
Среди факторов, способствующих высоким темпам роста, эксперты называют проведение структурных реформ, низкую инфляцию, продолжение реализации мер по улучшению условий ведения бизнеса, поддержание темпов роста доходов и потребления в госсекторе и даже обильные осадки в ходе сезона дождей 2016 года, что позволило фермерам вернуться к нормальной работе после двух лет засушливого лета.
"Прогнозируется, что темпы роста будут сохраняться высокими. Постепенная реализация рекомендации седьмой комиссии по зарплате (госслужащим) повысит зарплаты в госсекторе и пенсии, оценочно, на 16-23%. Это, как ожидается, продолжит поддерживать потребление", — говорился в докладе.
В ОЭСР признают, что недавняя валютная реформа привела к "переходным и краткосрочным потерям". В ноябре правительство изъяло из оборота самые крупные на тот момент купюры номиналом 500 и 1000 рупий в рамках борьбы с черным рынком, грязными деньгами, коррупцией, заменив их постепенно новыми купюрами 500 и 2000 рупий. Прогноз роста на 2016-2017 и 2017-2018 финансовые года в результате был понижен, но у реформы "есть долгосрочные выгоды", отмечается в докладе.
"Переход к менее зависимой от наличной валюты экономике должен улучшить кредитование и доступность кредитов (как результат перехода от наличных к банковским депозитам) и будет способствовать налоговой дисциплине", — отмечают эксперты.
Комплексный подход к налогам
Однако отмечается, что экономика Индии по-прежнему сталкивается со множеством проблем, ограничивающих перспективы роста. Так, частные инвестиции остаются на низком уровне в силу целого ряда причин, сохраняется сильное расслоение по уровню дохода и высокий уровень бедности в сельской местности, не решены проблемы трудоустройства молодого населения — каждый месяц на рынок труда выходит миллион человек.
При этом в целом ситуация с безработицей улучшилась с 2012 года: она упала с 8% до 3,6%. Среди молодежи (15-24 года) показатель снизился с 17,1% до 10,7%.
Одним из ключевых элементов в исправлении этих недостатков является комплексная налоговая реформа, считают эксперты организации. Правительство Индии уже идет по этому пути. В частности, в текущем году, как ожидается, будет принята долгожданная реформа о едином налоге на товары и услуги — этот косвенный налог заменит нескончаемое число налогов и сборов, существующих сегодня в Индии, и значительно упростит налоговую систему.
"Он (единый налог) снизит каскадный эффект существующих налогов, будет способствовать укреплению единого национального рынка, поощрять добровольную налоговую дисциплину, снизит издержки налогового сбора, будет поддерживать инвестиции и конкуренцию", — отмечают в ОЭСР.
Эксперты добавляют, что реформа при этом не приведет к изменению доходной части бюджета в целом, но приведет к перераспределению средств в рамках страны.
В ОЭСР негативно оценивают существующую систему уплаты как подоходного налога физических лиц, так и налога на прибыль организаций. Так, в 2014-2015 финансовом году лишь 53 миллиона граждан, то есть 5,6% платили подоходный налог — это связано с тем, что планка минимального дохода для уплаты налога достаточно высока, а часть фермеров и вовсе освобождены от налога.
Эксперты рекомендуют властям Индии привести налоговую систему в части уплаты подоходного налога к стандартным нормам, принятым среди развивающихся стран — поощрять налоговую дисциплину, включить состоятельных фермеров в круг лиц, облагаемых подоходным налогом, отменить большинство налоговых льгот, повысить минимальный порог дохода для выплаты налога.
"Моделирование, проведенное ОЭСР, показывает, что приведение шкалы подоходного налога в соответствие со стандартами развивающихся стран и отмена налоговых льгот повысят сборы НДФЛ по меньшей мере на 50%", — говорится в докладе.
Налог на прибыль организаций, который может достигать 34,6% ОЭСР называет "высоким по международным стандартам". Со ссылкой на опросы, эксперты отмечают, что бизнес считает высокие налоги одним из препятствий для роста.
"Относительно высокая ставка налога на прибыль усложняет процесс привлечения иностранных инвестиций, поскольку ставка на иностранные дивиденды весьма высока", — поясняют в ОЭСР.
Налоговые уступки позволяют снизить налоговое бремя до 23%, но ситуация варьируется в зависимости от предприятия, сектора, формы собственности, что ведет к конфликтам во время налогового аудита и многочисленным судебным тяжбам.
В связи с этим ОЭСР предлагает властям Индии снизить в течение пяти лет налог на прибыль организаций до 25% и отменить налоговые уступки.