МОСКВА, 22 фев – РИА Новости/Прайм. Фонд консолидации банковского сектора, создаваемый Банком России, будет функционировать как автономное подразделение ЦБ, в котором будет работать небольшая группа специалистов, сообщил первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин журналистам.
Госдума в среду приняла в первом чтении законопроект о создании Фонда консолидации банковского сектора, формируемого за счет Банка России, для финансирования санации банков. Документ допускает осуществление Банком России через ФКБС и создаваемую ЦБ управляющую компанию инвестиций в капитал санируемого банка. Такие инвестиции смогут осуществляться в размерах, необходимых для обеспечения надлежащей капитализации банка и ликвидности с последующей реализацией акций санируемого банка.
"На данный момент мы все-таки предпочитаем идти по пути самостоятельного управления, потому что управляющая компания — это юридическая конструкция. Фактически речь идёт о нашем автономном, структурном подразделении. Возможно, работники управляющей компании не будут иметь статус служащих Банка России, но это фактически будет наше структурное подразделение", — сказал Тулин.
"Там не будут руководители, там будет просто небольшая группа специалистов, обеспечивающая интересы Банка России и сопровождающая работу Банка России по участию в капитале санируемых кредитных организаций", — пояснил он.
Детали
Первый зампред ЦБ рассказал, чем новая конструкция санации банков будет лучше старой.
"Действующий механизм допускает возможность того, что санатор возвращает санируемый банк назад. Добровольно пока таких прецедентов не было, но они могут быть. Как подержанный автомобиль — попользовался и вернул. Это я не банки назвал, по аналогии", — отметил Тулин.
Новый механизм фонда санации банков предусматривает поддержку ЦБ в виде прямого пополнения капитала, а не кредитов и устраняет действующую трехступенчатую систему финансового оздоровления, рассказал он.
"Сейчас финансовым оздоровлением занимаются коммерческие банки, все считают, что Агентство по страхованию вкладов. Нет. Этим занимаются кредитные организации за счёт денежных средств, которые им выделяет АСВ, а агентство получает эти деньги от Центрального банка. В конечном счёте, это делается за счёт Центрального банка, а контролирует это АСВ и Банк России — сложная система", — заметил Тулин.
"По факту получается, что новый механизм, здесь ответственность уже возлагается на Центральный банк. Центральный банк через фонд, управляющую компанию, фактически Банк России, будет заниматься финансовым оздоровлением. И будет одна организация вместо трёх", — пояснил он.
"Это в некоторой мере, как мы ожидаем, надеемся, повысит управляемость процессом. Мы однозначно сможем контролировать целевое использование выделяемых средств. Сейчас случается нецелевое использование, все об этом знают. Когда банк-санатор средства, получаемые санируемыми банками, использует для собственных целей", — указал зампред ЦБ.
Ещё одним преимуществом является прямое участие ЦБ в капитале спасаемого банка, подчеркнул он.
"Второе — это прямое участие в капитале по сравнению с кредитом, что приводит к разовому, сразу же единовременному восстановлению капитала, процесс не растягивается на 10 лет. Обеспечиваются условия справедливый конкуренции в банковском секторе, потому что не будет появляться дополнительного количества банков, которые работают вне права", — отметил Тулин.