Игорь Пшеничников, советник директора Российского института стратегических исследований (РИСИ), для РИА Новости
Противники Дональда Трампа изучают все возможные способы убрать 45-го президента США с политической арены до окончания срока. Американская пресса, играющая на стороне истеблишмента, переполнена статьями о том, "насколько нехорош" Трамп. На днях The New York Times опубликовала статью, автор которой Николас Кристоф сразу в заголовке ставит вопрос: "Как нам избавиться от Трампа?". Статья очень похожа на публичное предложение вице-президенту Майку Пенсу сдать своего начальника.
"Основания" для отстранения Трампа
Почему же чуть ли не половина американцев — за импичмент? Только на прошлой неделе, согласно базе материалов СМИ Nexis.com, в американской прессе было более тысячи публикаций, в которых применительно к Трампу прозвучало слово "Watergate". Мол, все, что развивается вокруг Трампа, похоже на Уотергейтский скандал, закончившийся в 1974 году отставкой президента Ричарда Никсона. Среди этих публикаций выделяется статья в The Wall Street Journal "Это Уотергейт для Трампа?".
Что может стать основой возможного импичмента? Оказывается, это скандал о "связях Трампа с Москвой".
Известный американский журналист Дэн Разер (Dan Rather), освещавший в свое время уотергейтский скандал на телеканале CBS, на своей страничке в Facebook пишет: "Российский скандал Трампа не дотягивает до Уотергейта, но вполне может случиться, что и дотянет".
Кроме того, в США утверждается мнение, будто Трамп как будто бы не вполне вменяемый. Автор статьи сообщает, что в стране нарастает "широкое беспокойство по поводу того, что Трамп непригоден для исполнения президентских обязанностей и опасно нестабилен". Чем не основа для импичмента?
Итак, "причины" для того, чтобы сбросить Трампа, уже фактически есть: он "агент Москвы" и "опасно нестабилен". Но какие для этого есть законные способы?
Забытая 25-я поправка конституции
"Самый быстрый и чистый" способ убрать Трампа, рассуждает Николас Кристоф, это применение четывертой статьи 25-й поправки Конституции США.
Первая и вторая статьи этой поправки, предусматривающие замещение вакантных должностей президента и вице-президента, были применены в семидесятых годах. В первый раз в 1973 году — когда Джеральд Форд сменил на посту вице-президента Спиро Эгню (тот не захотел объяснить происхождение денег на своих счетах). Второй раз в 1974 году — когда по следам Уотергейтского скандала был отстранен от власти президент Ричард Никсон и его место занял опять же Джеральд Форд.
В нынешней ситуации вся изюминка заключается в четвертой статье 25-й поправки, которая пока ни разу не применялась.
Если смещаемый президент будет не согласен с такой постановкой вопроса, тогда обе палаты конгресса — сенат и палата представителей — должны будут большинством в две трети голосов одобрить заявление вице-президента и большинства членов правительства. В этом случае Трамп потеряет место президента. Если же обе палаты не одобрят большинством в две трети — Трамп останется.
В сенате из 100 мест 52 занимают представители Республиканской партии, 46 — Демократической. Два сенатора — независимые. В палате представителей из 435 мест 238 мест (большинство) тоже принадлежат республиканцам. И хотя член Республиканской партии необязательно является сторонником Трампа, нынешний состав конгресса в целом не против Трампа. Так представляется на первый взгляд.
Но так не считает профессор конституционного права Гарвардского университета Лоуренс Трайб (Laurence Tribe). Он говорит, что, если бы вице-президент и некое большинство членов администрации Трампа написали заявление против Трампа в конгресс, то даже "значительная часть сторонников Трампа поддержала бы и даже настаивала бы на таком шаге". "В таком случае ни Трамп, ни его адвокаты не смогли бы добиться того, чтобы в это дело вмешался федеральный суд", — говорит Трайб.
Трайб считает, что для применения четвертой статьи 25-й поправки вполне можно использовать такие причины, как "физическая неспособность" президента, "ментальная нестабильность" (что якобы уже налицо), а также то, что президент "запятнал себя сговором с Россией". Мол, это уже факт.
Страшное слово "импичмент"
Автор статьи в The New York Times считает, что "импичмент — пока наиболее изученный путь".
Импичмент президента США (то есть отстранение его от должности) является аналогом обвинительного заключения в обычном суде. Но импичмент и расследование в суде — разные процессы: первый проводится законодательным органом, второй — судебным. Судебное расследование может стать продолжением импичмента, хотя и необязательно.
Верховный суд не может отменить решение палаты представителей и сената об импичменте президента.
Согласно четвертому пункту второй статьи Конституции США, президент и вице-президент США могут быть отстранены от должности по обвинению в "измене, взятках и других преступлениях высшего порядка" (злоупотребление полномочиями, подкуп, лжесвидетельство под присягой, недолжное исполнение обязанностей и т.д.).
Процедура импичмента может быть инициирована любым членом палаты представителей, который под присягой должен изложить список обвинений против президента. Обвинения рассматриваются соответствующим комитетом палаты и — в случае решения об оправданности обвинений — выносятся на рассмотрение всей палаты представителей.
Судьба Америки в руках республиканцев и Пенса?
Так что, пишет Николас Кристоф, пока только республиканцы могут решить, гнать им Трампа или нет. "И это не случится, пока они сами не увидят, как Трамп разрушает их партию и страну", — подстрекает автор статьи.
Эту мысль поддерживает Ларри Сабато (Larry Sabato) из Университета Вирджинии. "У республиканцев должен быть стимул, — говорит он, — как был стимул у республиканцев в 1974 году, когда они настаивали на отставке Никсона. Этот стимул был в том, что им больше нравился вице-президент Джеральд Форд. Так же, как сегодня республиканцы в конгрессе предпочитают Майка Пэнса".
Насколько крепким окажется Пенс, чтобы не поддаться этому соблазну? Он известен своими консервативными взглядами и религиозностью. Себя характеризует как "христианина, консерватора и республиканца", а также как противника абортов. Но достаточно ли этого, чтобы устоять перед соблазном стать президентом США?