МОСКВА, 21 фев — РИА Новости, Валерия Хамраева. Идея ограничить расчет наличными "заслуживает внимания", заявил во вторник пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. Вопрос о том, как сократить использование наличных денег и перейти на безнал, сейчас обсуждается в Минэкономразвития и Минфине. У ведомств уже есть несколько предложений, пишет во вторник газета "Ведомости".
К единому решению министерства пока не пришли. В пресс-службе Минэкономразвития сообщили, что не знают о рассмотрении такого вопроса внутри ведомства. В то же время Дмитрий Песков отметил, что обсуждаемая в министерствах идея позволит обелить теневой сектор экономики.
Все варианты хороши
Переход на безналичные расчеты может быть выгоден для государства: он подразумевает прозрачную экономику, устойчивое развитие и рост, уверен Егор Кривошея, специалист кафедры финансов, платежей и электронной коммерции Московской школы управления "Сколково". Однако для некоторых секторов экономики такая мера может оказаться довольно бессмысленной. Например, для торговых предприятий. Дело в том, что не так давно вступил в силу закон, обязывающий их передавать информацию о трансакциях в налоговые органы. Поэтому введение безналичных платежей вряд ли увеличит транспарентность и налоговые отчисления в бюджет, уверен Кривошея.
Прежде чем говорить о переходе на безналичную оплату, нужно уравнять ее в возможностях с наличными методами, отмечает он. "Если исходить из того, что они равны, то все из предложенных мер по-своему интересны для внедрения в России — главное, чтобы они не дублировали друг друга, так как это может привести к неэффективному распределению бюджетных средств", — отмечает Кривошея. Так, по его словам, "обелить" экономику поможет ограничение верхнего предела оплаты наличными, так как оно будет действовать в одном направлении с существующим законодательством.
Перевод зарплаты только безналичным способом позитивно скажется на увеличении остатков на счетах в банках и повышении устойчивости банковской системы. Кроме того, он также поможет в борьбе с теневым сектором, уверен Кривошея. "Это поможет сократить долю зарплат "в конвертах"", — отмечает он.
Однако управляющий партнер Kirikov Group Даниил Кириков категорически не согласен с таким заявлением. Он уверен, что запрет выдачи зарплат наличными не скажется на тех, кто получает ее "в конвертах": граждане получают эту часть нелегально, и у работодателя нет причин ее обелять.
Плати картой — получи скидку
"Наилучшим выходом было бы не введение ограничения, а предоставление налоговых льгот тем, кто проводит операции по безналичному расчету", — уверен Кириков. По его словам, ситуация с безналичными платежами в России сегодня стремительно улучшается: оплатить счет в кафе, магазине или приобрести билет на общественный транспорт в городах можно с помощью карты, а еще недавно это было невозможно.
"Но в различных селах, деревнях и поселках наличный расчет до сих пор остается практически единственным возможным способом оплаты и еще долго будет таким оставаться", — подчеркивает он. Поэтому говорить о том, чтобы полностью переходить на безнал, сегодня невозможно, уверен Кириков.
Скидки по НДС действительно простимулируют прием и оплату безналичным способом, поддерживает Кирикова Кривошея. По его словам, такое нововведение будет похоже на программы лояльности в банках. "Это то же самое, что ввести всероссийский кэшбек — может, он уже и есть у многих, но сам факт того, что за безнал будет скидка с продуктов, простимулирует клиентов использовать карты чаще. Особенно это касается части населения с низким доходом", — отмечает он.
Панацея или радикальное решение
Поэтому с любым движением в сторону безнала государству сегодня стоит быть очень осторожным, считает Николаев. Даже действуя с благими намерениями, министры могут просто напугать людей и заставить их копить наличные под матрасом.
Николаев не сомневается: какой бы вариант реформы ни выбрали министерства, он безусловно будет способствовать "обелению" теневой экономики, которая держится на обороте наличных средств. Другой вопрос, что доля теневого сектора в экономике сегодня не превышает 25-30% — это не критично и сопоставимо с ситуацией в южных европейских странах, поэтому, полагает Николаев, возможно, такие радикальные меры сегодня и не нужны.