Авигдор Эскин, для РИА Новости
Опубликованный в понедельник указ президента России о праздновании 75-летия разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве выходит далеко за рамки укрепления исторической памяти. Это вынесение на повестку дня основополагающих философских и нравственных принципов, которые сегодня попираются ежечасно.
Попытки переписать историю Второй мировой войны, а также умалить и исказить роль СССР и заодно предать забвению букву и дух Ялтинских соглашений стали привычными. Сколько раз мы слышали в Европарламенте, к примеру, о тождестве победителей и побежденных в Сталинградской битве. Так оправдывали появления памятников Бандере и Шухевичу на Украине. Так закрывали глаза на дискриминацию русскоязычного населения Прибалтики.
Даже в самые лютые годы холодной войны мы не слышали от американского президента Рональда Рейгана или британского премьер-министра Маргарет Тэтчер слов пренебрежения в адрес тех, кто спас человечество от нацизма.
Но в наши времена в Риге стали возможны марши ветеранов СС с участием начальника Генштаба Латвии. А на Украине нацизм официально приветствуется президентом и Верховной радой.
Иными словами, отвергнув абсолютное дьявольское зло нацизма и фашизма, стороны пришли к пониманию необходимости стабильности через раздел сфер влияния в Европе. Американская и советская системы продолжали соперничество в разных точках Азии и Африки, но обе стороны отказались от идеи полного господства.
Сказав фашизму нет, и страны Запада, и СССР с союзниками согласились, что мир не может быть однополярным и что мирное сосуществование подразумевает наличие разных систем государственного устройства в разных странах мира.
Проблемы Крыма и Новороссии являются прямым следствием не только притеснения русскоязычного населения на Украине, но и прямого превращения бандеровского нацизма в государственную идеологию.
Чествование Сталинградской битвы — это спасение совести в современном мире и провозглашение победы над злом. Через укрепление великой символики во всех ведущих странах мира Россия сможет начать новый разговор с США и западными партнерами об истинных ценностях. Признав идею великой и общей победы мировоззренческой основой, лидеры России, США и Европы смогут снова посмотреть на мир трезво, проведя логическую линию от Сталинграда к Ялте, оттуда к Хельсинки — и к нашим дням.