РОСТОВ-НА-ДОНУ, 15 фев — РИА Новости, Иван Капустин. В России только московские стадионы "Открытие Арена" (на ней пройдут матчи чемпионата мира по футболу 2018 года) и "Арена ЦСКА" могут окупиться в приемлемый срок, для стадиона ФК "Спартак" это примерно 10 лет, сообщил РИА Новости директор центра стратегических исследований в спорте Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Илья Солнцев.
"На текущий момент в России два футбольных стадиона, которые имеют шанс окупиться в приемлемый срок — это арены московских клубов "Спартак" и ЦСКА. Примечательно, что их объединяет два момента: они построены на частные деньги и вернуть вложенные деньги удастся не за счет спортивной составляющей, а благодаря коммерческим площадям. Назвать точные сроки окупаемости без точной информации по загрузке, ставкам аренды, доходам от рекламы и так далее довольно тяжело, но для "Открытие Арены", по предварительным расчетам, он составит около 10 лет, и для спортивного объекта это очень неплохой результат", — пояснил Солнцев.
"Один из успешных примеров – "Донбасс Арена", правда, к сожалению, до известных событий. Доходило до того, что рядом со стадионом проходили турниры по рыбной ловле. Основная задача заключается в том, чтобы люди приезжали регулярно. Если стадион посещают раз в неделю только в день матча, то это не даст финансовой отдачи. Кроме того, благодаря нестандартным решениям объект становится известен в городе, начинается уже цепная реакция. Говорить о типовой структуре выручки для футбольного стадиона было бы неправильным, каждый такой объект индивидуален. Чем более диверсифицирована структура выручки, тем лучше. Спортивная часть заведомо лимитирована числом матчей и вместимостью стадиона", — уточнил Солнцев.
ФК "Зенит" стал единственным российским клубом в топ-20 футбольных команд по уровню доходов по итогам сезона 2015/16. Доход "Зенита" составил 196,5 миллиона евро, что на 28,7 миллиона больше по сравнению с предыдущим сезоном. При этом отмечается, что петербургский клуб имеет самые низкие показатели по доходу от игрового дня, включая продажу билетов, (10,3 млн евро) и от реализации телевизионных прав (40,4 млн). Большую же часть дохода "Зенита" составляют спонсорские соглашения — 145,8 млн. Лидером рейтинга стал английский "Манчестер Юнайтед" с доходом в 689 миллионов евро.
Задача "Ростов Арены"
"Конечно, на стадионе будут самые разные учреждения, наверное, это будут рестораны, клубы по интересам, какие-то спортивные комплексы. После чемпионата мира необходимо вокруг всего этого комплекса заниматься тем наследием, которое нам достанется. Здесь окончательного решения пока нет, хотя тема уже неоднократно рассматривалась. Задача, на мой взгляд, одна — сделать этот объект окупаемым, а что такое окупаемость: это его наполняемость событиями, мероприятиями, красивым футболом и так далее, но в то же время наличие рядом самых разных объектов спортивной направленности. Здесь в перспективе планируется строительство спортивных комплексов, жилья и так далее, создание деловой и спортивно-рекреационной зон", — пояснил Голубев.
"Кроме того, пока не понятно, какие дополнительные мероприятия можно будет проводить на стадионе и будет ли на них спрос. Среди всех стадионов, строящихся к ЧМ-2018, также неплохой рынок с точки зрения потенциала в Питере, но при таком объеме затрат на "Зенит-Арену" едва ли эти деньги удастся отбить. В остальных городах рынки сложные, так как уровень доходов населения и потенциал коммерциализации намного меньше, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Безусловно, спортивная составляющая тоже важна. Если на команду ходят, билеты покупают, то это приносит и финансовые результаты. В противном случае, говорить о возможности проведения каких-то дополнительных мероприятий достаточно сложно", — подчеркнул эксперт.
"Эти проекты не делаются для окупаемости, это подготовка к чемпионату мира по футболу, благодаря которой "подтянули" общую инфраструктуру Ростова-на-Дону, отремонтировали дороги, построили аэропорт и так далее. Стадион здесь нужно рассматривать в общем комплексе, как часть подготовки к чемпионату, не как отдельный объект. На мой взгляд, такие проекты быстро не окупаются", — подчеркнул Буянин.
"Прежде всего, на большой стадион можно привозить какие-то престижные концерты, устраивать представления. Очень важно использовать объект для проведения престижных выставок, это первое, что приходит в голову. Само расположение стадиона не очень благоприятствует, чтобы там функционировали какие-то предприятия общепита, поехать перекусить на левый берег Дона мало кто соберется. Но в принципе инфраструктура кейтеринга, рестораны, кафе должны развиваться, появляться в районе стадиона, без этого никуда", — сказал Волков.
Первый в истории чемпионат мира по футболу на территории России пройдет с 14 июня по 15 июля 2018 года. Матчи турнира будут сыграны в Москве, Калининграде, Санкт-Петербурге, Волгограде, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге.
Все новости спорта читайте на сайте агентства "Р-Спорт">>