Год назад, 12 февраля в Гаване состоялась историческая встреча патриарха Кирилла и папы Франциска. Главы церквей провели двухчасовую беседу и обратились с посланием всему миру, затронув самые актуальные общественно-политические проблемы. О том, услышало ли мировое сообщество призыв патриарха и папы защитить христиан Сирии и Ирака, как церкви смотрят на последние события на Украине, и почему продолжительное время православно-католический диалог находился в тупике, рассказал в интервью РИА Новости секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата иеромонах Стефан (Игумнов).
- Отец Стефан, планируются ли церквами какие-то совместные мероприятия, посвященные годовщине встречи на Кубе?
— По случаю этой годовщины в швейцарском Фрибуре пройдут мероприятия с участием главы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополита Волоколамского Илариона и председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Курта Коха.
На площадке Фрибурского университета высокопоставленные представители двух Церквей, имеющие самое непосредственное отношение к организации и проведению встречи в Гаване (митрополит Иларион и кардинал Кох присутствовали при переговорах – ред.), спустя год проанализируют ее итоги и значение, расскажут о тех перспективах, которые открылись в межцерковном взаимодействии благодаря гаванской встрече.
В рамках мероприятий состоится общение иерархов с прессой, с православными и католическими епископами Швейцарии, представителями международных христианских организаций и академических кругов. Гости и участники встречи посетят концерт духовной музыки западной и восточной традиций.
- Если анализировать спустя год встречу патриарха Кирилла и папы Франциска, то можно ли сказать, что их призыв защитить гонимых христиан был услышан?
— Призыв святейшего патриарха Кирилла и папы Франциска, озвученный на встрече в Гаване и обращенный к тем силам, которые могли повлиять на прекращение войны в Сирии, безусловно вызвал резонанс. Сразу после гаванской встречи на международной арене был предпринят ряд усилий по сирийскому урегулированию, а спустя год при помощи посредников уже сами стороны конфликта реально сели за стол переговоров в Астане. Очевидно, что процесс этого урегулирования зависит от многих факторов, развивается очень непросто и его продвижение нельзя увязывать с влиянием лишь одного обстоятельства.
Однако в чем историческое значение совместной декларации патриарха и папы? Ранее никто на таком уровне не возвышал голос в защиту ближневостосточных христиан и, в целом, мирного населения Сирии, подвергавшегося настоящему геноциду. Проблема замалчивалась СМИ, и политикам легко было закрывать на нее глаза.
После того как папа и патриарх возвысили свой совместный голос, ситуация принципиально изменилась. Обходить проблему стороной, замалчивать ее больше не имело смысла. Слова духовных лидеров, сказанные перед всем миром, обнажили правду. Действия политиков получили очень определенный нравственный критерий оценки, с которым так или иначе необходимо считаться. В этом смысле главная цель встречи в Гаване достигнута.
Проявленная Патриархом и Папой солидарность помогла сплотиться перед лицом общей беды и самим ближневосточным христианам, вдохнула в них дополнительную надежду, о чем они неоднократно свидетельствовали.
В то же время призыв папы и патриарха всем миром помочь страдающим братьям по-прежнему остается актуальным. Однако сегодня мы усматриваем в нем новый акцент.
- В чем же заключается актуальность призыва?
— На сегодня самым актуальным вопросом является безотлагательное оказание конкретной гуманитарной помощи населению освобожденных сирийских городов, несколько лет страдавшему от террора и издевательств, что в особенности касается жителей освобожденного Алеппо. Это тысячи людей, которые нуждаются в самых элементарных средствах к существованию — пище, одежде, медикаментах. Вот в чем могла бы проявиться солидарность всех христиан и представителей других религий, участие международных христианских организаций. Как вы знаете, Русская православная церковь и Святой Престол уже сотрудничают на этом направлении. Но их деятельность открыта для самого широкого участия.
Конечно, Церкви не должны оставлять и миротворческих усилий. Ведь война в Сирии пока не окончена, и в Ираке совершается аналогичный геноцид по этноконфессиональному признаку, и в глобальном плане не остановлена тенденция использования цивилизационных различий в грязных политических целях, что приводит к развитию конфликтов по схожим сценариям в разных регионах мира.
- Какова позиция Святого Престола и Московского патриархата в отношении текущей ситуации на востоке Украины, где вновь начались боевые действия?
— Если говорить о религиозном измерении украинского кризиса, то основной проблемой здесь была и остается попытка перевода гражданского противостояния в стране в религиозную плоскость – столкнуть между собой различные группы населения по конфессиональному признаку.
В этом случае и Римско-католическая церковь и Московский патриархат имеют согласные друг с другом позиции, которые зафиксированы в Гаванской декларации. Там сказано, что все конфессии Украины должны сохранять позицию невмешательства в гражданский конфликт и содействовать тому, чтобы его участники вновь сели за стол переговоров и нашли пути урегулирования ситуации, восстановления в стране духа мира и братолюбия.
Острота вопроса по-прежнему сохраняется. Не все конфессии на Украине проявляют способность осмыслить свои действия в данной ситуации с точки зрения христианского призвания, а не политической конъюнктуры. Но, еще раз подчеркну, позиция Святого Престола и Московского патриархата в этом вопросе однозначна.
- А если в целом говорить о православно-католическом диалоге, то сохранился ли тот оптимизм, те надежды, которые возлагались сразу после встречи?
— Встреча патриарха и папы стала определенным катализатором и этого процесса. Общеправославно-католический диалог идет своим ходом уже много лет. Он, прежде всего, посвящен обсуждению богословской тематики, тех вопросов, которые послужили предметом разделения между православным и католическим миром.
В этом году произошло знаковое событие в рамках диалога: после достаточно продолжительных, неоднократно прерывавшихся дискуссий, в итальянском городе Кьети был согласован текст документа, посвященного осмыслению таких понятий как "первенство" и "соборность" в первом тысячелетии от Рождества Христова.
Нельзя сказать, что диалог близок к своему завершению, но, по крайней мере, он вошел в конструктивное русло.
- А почему диалог заходил раньше в тупик?
— Был период, когда имелись разногласия по вопросам, не имеющим прямого отношения к богословским дискуссиям и тормозившим ход диалога. В том числе, по связанной с Украиной теме так называемого "униатизма".
- Сейчас эта тема остается открытой?
— Она периодически получает свое обострение, на что неоднократно указывали официальные представители Русской православной церкви. В частности, на уже упомянутом заседании смешанной комиссии по православно-католическому диалогу глава делегации Русской церкви митрополит Волоколамский Иларион отметил, что поскольку тема униатизма вновь приобрела актуальность, – ввиду агрессивных действий греко-католиков на Украине – то следующее заседание комиссии стоило бы опять посвятить обсуждению этого вопроса, который когда-то уже стоял в повестке дня.