Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Если вам кажется, что новый президент США Дональд Трамп начал свою деятельность со сплошных скандалов (внутри страны и на международной арене) — посмотрите на то, как протекала поездка нового министра обороны США Джеймса Маттиса в Южную Корею и Японию.
Но дело в том, что поездка Маттиса — начало сложной и, возможно, предельно выигрышной для Трампа дипломатической комбинации, по сути, старт настоящей внешней политики нового президента.
Тихое начало
Вот, например, поездка в Южную Корею: никаких проблем. Да, Маттис в Сеуле и вовсе сказал, что поездка в Азию ему нужна только для того, чтобы внимательно выслушать американских партнеров, понять все их озабоченности, а вовсе не для каких-то новых военных инициатив. Все обязательства США остаются в силе, включая создание направленной против России и Китая (якобы против Северной Кореи) системы противоракетной обороны, известной как THAAD.
В Японии — то же самое, хотя на уровне журналистики там опасаются, что "очередной твит Трампа разрушит весь миропорядок". Собственно, можно сказать, что первый зарубежный визит члена новой администрации США прошел не просто мирно, а незаметно.
Объясняется эта ситуация довольно просто. Поездка Маттиса подготовительная. 10 февраля будет большой визит японского премьера Синдзо Абэ в США, и речь там пойдет, по сути, о большой сделке. Или о новой системе отношений двух союзников. Япония будет инвестировать в создание новых рабочих мест и производств в США, для этого, среди прочего, задействуют средства японского — самого большого в мире — пенсионного фонда.
Планов очень много — после 10 февраля посмотрим, какие из них реализуются, но в целом все вписывается в намерения Трампа "сделать Америку снова великой".
Политика понятная и рациональная
Можно сказать, что европейские лидеры, так же как идейно близкие им австралийцы, еще живут в прежней эпохе и открыто требуют от Трампа, чтобы он проводил политику Обамы. А Япония, которая и раньше была весьма условным "Западом", из этого ряда постаралась выпасть и первой войти в новый мир.
Причин тому много. Хотя сводятся они к одному слову — "Китай". По сути, можно сказать, что Трамп начал свою настоящую внешнюю политику с выстраивания системы отношений вокруг Китая, главного геополитического конкурента. А какие-то там европейцы или их идейные союзники подождут, в том числе подождут того, как решат избиратели — оставить людей прежнего мира у власти или найти кого-то более похожего на Трампа.
Вспомним, как Синдзо Абэ в прошлом году проделал довольно похожую дипломатическую комбинацию, начав новую политику в отношении России. Несколько раз приезжал в нашу страну, встречался с Владимиром Путиным, заключил немало соглашений, в том числе насчет инвестирования в нашу экономику.
Вообще-то азиатская политическая сцена в наши дни в десятки раз сложнее, чем европейская. Выбор для Европы выглядит просто. Ей угрожает исламский джихадизм и иммиграция, прочие проблемы вторичны. Европа может подождать, и мы все можем ждать сколько угодно, пока она разберется сама с собой. В планах и задумках администрации Трампа европейцы никак не прослеживаются, не считая намеков, что им — в рамках НАТО или иных — лучше бы самим платить за свою безопасность.
А вот в Азии для множества расположенных там стран все сложно и срочно. Начнет ли Трамп настоящую торговую войну с Китаем, как обещал? Тогда рухнет экономика не только Японии, а фактически всех азиатов, для которых Китай — партнер номер один, а американская экономическая мощь именно в Азии явно отстает от китайской.
Абэ и Трамп 10 февраля могут показать всей Азии — да, кстати, и самому Китаю — как быть в такой ситуации, какие сделки заключать с США. Заодно к ситуации могут присмотреться и европейцы.
И в целом получается, что свою внешнеполитическую деятельность новая администрация США начинает понятным и вполне рациональным образом.