Павел Гайков, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Что общего у "Гарри Поттера", "Чужого", блокбастеров Спилберга и "Безумного Макса"? В каждом из этих фильмов можно отыскать наследие великого советского режиссера и теоретика Сергея Эйзенштейна. C 1 февраля в Москве в кинотеатре "Каро Атриум" раз в неделю можно увидеть фильмы Эйзенштейна и обсудить их с известными киноведами и кинокритиками. И это не просто редкая возможность посмотреть культовое кино на большом экране и в хорошем качестве.
Будучи гением и полиглотом, свободно изъяснявшимся на английском, немецком и французском, Эйзенштейн не слишком стремился к тому, чтобы его теоретические открытия были доступны массам — в отличие от его фильмов, которые, в соответствии с ленинским тезисом, должны быть "поняты народом". Можно прочитать все шесть томов его сочинений, но без обсуждений со специалистами понять их будет непросто.
![Сцена ледового побоища из фильма Сергея Эйзенштейна Александр Невский. Сцена ледового побоища из фильма Сергея Эйзенштейна Александр Невский.](https://cdnn21.img.ria.ru/images/79669/20/796692093_0:0:2762:2000_768x0_80_0_0_8ed0992bbf3ac37e8db9ae113addc675.jpg)
Эйзенштейн если не изобрел, то, по крайней мере, теоретизировал основы любого современного фильма. И это не преувеличение. Его открытия и идеи можно обнаружить в каждой современной картине — от голливудского блокбастера до авторского кино.
Некоторые приемы Эйзенштейна зрители видели на экране много раз, не задумываясь об их происхождении. Найти эти изобретения в современном кино РИА Новости помог куратор цикла показов Эйзенштейна, лектор Московской школы кино Всеволод Коршунов.
"Ожившие" фотографии — в "Гарри Поттере"
![Кадр из фильма Гарри Поттер и узник Азкабана Кадр из фильма Гарри Поттер и узник Азкабана](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148709/75/1487097524_0:0:1000:662_768x0_80_0_0_8cd7744aaa76fae9638114222a6e683a.jpg)
Всеволод Коршунов: "Кто знает, когда это придумано? В истории кино со словом "первый" все сложно: множество ранних фильмов просто не сохранилось, поэтому я говорю не "первый", а "точка отсчета". Но именно в первом полнометражном фильме Эйзенштейна "Стачка", который вышел в 1925 году, прием "ожившей фотографии" использован наиболее ярко. Других более ярких и ранних остроумных и даже хулиганских примеров "оживления" фотографий в кино я не знаю".
Часть вместо целого — в "Психо" и "Чужом"
![Актриса Джанет Ли в фильме Психо Актриса Джанет Ли в фильме Психо](https://cdnn21.img.ria.ru/images/82649/20/826492026_0:0:600:473_768x0_80_0_0_7ec8375c7d7fa4a4cc77bad5cb3609f5.jpg)
Всеволод Коршунов: "Сегодня на этом приеме строится вся индустрия фильмов ужасов: чем меньше мы показываем чудовище, тем страшнее. Таким образом Эйзенштейн приглашает зрителя в соавторы, позволяя ему "дорисовывать" экранную действительность. Особенно активно режиссер использует этот прием в "Броненосце "Потемкине"". Он не показывает смерть судового врача — вместо этого мы видим в кадре очки, запутавшиеся в снастях.
Хичкок строит на таком приеме знаменитую сцену убийства главной героини фильма "Психо": мы видим только детали, нож и лицо Мэрион Крэйн — все остальное додумываем сами. Так же работает и Ридли Скотт в "Чужом". Он долго не показывает самого монстра, зритель не понимает: то ли это три стадии жизни одного существа, то ли три разных монстра.
Как только мы разбираемся в этом, нам становится уже не так страшно. Иногда мы так и не узнаем до конца, кто же был источником всех несчастий главных героев — так устроен, например, фильм "Монстро" Джей Джей Абрамса.
Цветовой контраст — в "Безумном Максе"
![Кадр из фильма Безумный Макс: Дорога ярости Кадр из фильма Безумный Макс: Дорога ярости](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148709/66/1487096673_0:0:830:463_768x0_80_0_0_7594cc247e398f157951349b387c5692.jpg)
Всеволод Коршунов: "В своей статье "Не цветное, а цветовое" Эйзенштейн говорит о том, что цвет должен нести свою драматургию в фильме. Даже в черно-белом "Александре Невском" культурно-исторические значения черного и белого цветов переосмыслены: черные — хорошие, русские воины, белые — католические священники и псы-рыцари, которые мучают наших младенцев.
Именно после Эйзенштейна авторы начали задумываться о цветовой композиции и драматургии. Сегодня в Голливуде очень популярно выстраивать изображение на ярком контрасте оранжевого и синего. Как-нибудь обратите на это внимание — такие сцены есть почти в каждом большом голливудском фильме. Подходящие примеры легко найти, допустим, в фильме "Безумный Макс: Дорога ярости" — даже его постер основан на этом контрасте".
Тональный монтаж — в "Списке Шиндлера"
![Кадр из фильма Список Шиндлера Кадр из фильма Список Шиндлера](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148709/69/1487096995_0:0:1162:755_768x0_80_0_0_782ccd2883da82ba9e5b13a6ab653f08.jpg)
Всеволод Коршунов: "Монтаж изобрел не Эйзенштейн. Считается, что первую монтажную склейку сделал Мельес, но Эйзенштейн был первым, кто осмыслил и разработал свою типологию монтажа, ставшую сегодня азбукой кино. Допустим, тональный монтаж строится по доминанте кадра, в том числе эмоциональной. Самый известный пример — из фильма "Броненосец "Потемкин"": сначала мы видим туманы над Одессой, затем — переход в город, где все грустят по погибшему Вакулинчуку.
В основе тонального монтажа могут быть цвет, диагональ, вертикаль и так далее. Тональный монтаж очень любит Спилберг, его примеры есть в каждом фильме. Например, в начале "Списка Шиндлера" есть кадры: камера движется вниз и затухающая свеча сменяется дымом паровоза. Вертикаль к вертикали, дым к дыму".
Интеллектуальный монтаж — в "Голом пистолете-2"
![Кадр из фильма Голый пистолет 2 1/2 Кадр из фильма Голый пистолет 2 1/2](https://cdnn21.img.ria.ru/images/148709/81/1487098108_0:0:2485:1284_768x0_80_0_0_0e3597bf3d78bfae8888fdf027c39b78.png)
Всеволод Коршунов: "Самый высокий уровень монтажа по Эйзенштейну — интеллектуальный. Это монтаж метафор, ассоциаций. В те времена его вообще мало кто понимал, а сегодня кино без него немыслимо. Не связанные друг с другом напрямую, но поставленные рядом кадры вызывали у зрителя неожиданные ассоциации.
С помощью интеллектуального монтажа режиссер вовлекал зрителя в увиденное на экране — и именно в этом он видел одну из своих задач. Смешная, хоть и редуцированная версия интеллектуального монтажа есть в эротической сцене в фильме "Голый пистолет-2": все элементы показаны через ассоциацию.