Геннадий Онищенко, депутат Государственной думы РФ
Публичные дискуссии о судьбе Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, разгоревшиеся сейчас в российском обществе, более всего напоминают пресловутый "спор хозяйствующих субъектов". Спорят о том, кто должен владеть этим без преувеличения великим архитектурным и духовным явлением — светская власть или Церковь.
От церквушки к собору
Нельзя забывать о той особой роли, которую сыграл Исаакиевский собор в становлении города Санкт-Петербурга, в формировании его духовности и культуры, и через это — в формировании духовности и культуры всей нашей страны. Путь этот был долгим и трудным.
Напомню, что современный Исаакий — третья версия храма, возведенного на этом месте. В 1706 году Петр I распорядился именно тут построить церковь, в которой могли бы молиться более десяти тысяч рабочих, трудившихся на Адмиралтейских верфях. И именно с этого места начиналась история Санкт-Петербурга — столицы Российской империи, во многом изменившей жизнь нашей страны, в том числе культурную и ментальную.
Исаакиевский собор имеет прямое отношение к самому Петру, потому что изначально был посвящен Исаакию Далматскому, святому, в день почитания которого родился будущий первый российский император.
В 1761 году Сенатским указом был заложен новый Исаакиевский собор. Проект проходил очень тщательный конкурсный отбор, который проводила лично Екатерина II. При ней строительство было начато, но с ее смертью приостановлено и возобновлено Павлом I. Освятили храм в 1802 году. Современная же версия Исаакия создавалась еще полвека и была освящена уже при Александре II — в 1858-м.
Боголепная оболочка
Исаакиевский собор в том виде, в котором он дошел до нас, строился в общей сложности более 150 лет. Тщательно выбирались проекты, элементы отделки, в этом лично участвовали самодержцы российские — и что же?
Сегодня, когда я смотрю на это сооружение, то вижу красивую, боголепную, но — лишь оболочку. Потому что истинно духовные здания — церкви, соборы — это единственные учреждения, которые выполняют одну-единственную функцию: общение с Создателем. И любое использование их для других целей носит совершенно четкое, понятное определение — поругание.
Исаакий — главное архитектурное сооружение Санкт-Петербурга, его визитная карточка. Но не только из-за красоты самого здания, а прежде всего потому, что с первых дней строительства новой столицы Российской империи это место было местом духовности. Однако если в храме не хватает самого главного, того, для чего он предназначен, — тогда что это?
Да, там идут службы, но лишь в одном из приделов. И что бы мы ни говорили, храм находится в состоянии поругания.
Опыт богоборчества
У нас за плечами горький опыт, продолжавшийся с начала прошлого столетия до последнего десятилетия XX века — богоборческий период нашей истории.
Он был не нов. В определенной мере и цари занимались богоборчеством: тот же Петр I, когда он ликвидировал институт патриаршества и заменил его коллегиальным органом — Священным синодом. В 1917 году после свержения царского режима патриаршество было восстановлено. Согласно одной из версий, верх взяла тогда точка зрения российского крестьянства, рассудившего, что раз больше нет царя, то пусть будет патриарх.
Сегодня говорят о необходимости хранения картин, маятника Фуко, места для проведения всяких культурных мероприятий, но почему-то никто не говорит о том, что храмы для этого не приспособлены. И что любое другое действие, которое не относится к церковной службе, даже если оно имеет культурно-просветительское значение, недопустимо.
Церковь долгое время играла определяющую роль идеологического центра нации и Российского государства — ведь только после принятия христианства Россия обрела все черты государственности и выросла из Киевской Руси в огромную империю.
Дорога к храму
Не забуду одну сельскую церквушку в Белгородской области, из которой много лет уже не может выветриться едкий запах селитры, — в ней был устроен склад ядохимикатов. Сегодняшний Исаакий вызывает такую же ассоциацию.
И место, где расположен этот собор, и он сам во всех трех его интерпретациях от первой церкви до нынешнего облика — это было точкой зарождения важнейшего периода в становлении российской государственности. Он дался с большим трудом и стоил многих жизней.
Исаакиевская площадь, Исаакиевский собор — место зарождения особой духовности будущей (теперь уже бывшей) российской столицы, сегодняшнего Санкт-Петербурга. И именно оно, это место, находится сегодня на поругании.
Так, может быть, если мы восстановим справедливость и вернем Исаакию, этому очень важному в духовном строе современного Санкт-Петербурга месту, главное — намоленность, духовность, — тогда многое наладится и в самом городе?
А если все упокоится и встанет на свои места, если наступит духовный лад у петербуржцев, то это во многом сыграет позитивную роль в разрешении тех непростых проблем, с которыми сегодня сталкивается вся наша страна. Не только в вопросах духовности, но и в экономике, поиске пути своего дальнейшего развития, преодолении затянувшегося перехода от одной политико-экономической системы к другой.
На фото: вид с колоннады Исаакиевского собора на Мариинский дворец (Законодательное собрание).
На фото: вид с колоннады Исаакиевского собора на Мариинский дворец (Законодательное собрание).
В секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии подтвердили, что собор после передачи его РПЦ будет доступен для экскурсий.
В секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии подтвердили, что собор после передачи его РПЦ будет доступен для экскурсий.
На фото: вид с колоннады Исаакиевского собора на Мариинский дворец (Законодательное собрание).
В секторе коммуникаций Санкт-Петербургской митрополии подтвердили, что собор после передачи его РПЦ будет доступен для экскурсий.
И если мы считаем Исаакиевский собор символом Санкт-Петербурга, то он в полной мере должен быть собором. И выполнять свою первородную функцию — быть местом для общения с Создателем.