МОСКВА, 2 фев — РИА Новости, Антон Размахнин. С начала года в России все новые автомобили должны быть оснащены маяками аварийного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. О том, что это означает для автовладельцев — в материале РИА Новости.
Закон на стороне частника
Получить ПТС — основной документ автомобиля в России — с начала января невозможно, если автомобиль не оснащен устройством аварийного оповещения ЭРА-ГЛОНАСС. Это касается и авто, произведенных в России, и тех, что импортируют из-за рубежа. Таможенники не делают исключения даже для ввоза машин частными лицами: в результате этого на границах скопились сотни ввезенных, но не растаможенных автомобилей.
Проблему начали осознавать и власти. Так, 1 февраля полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев пообещал разобраться с вопросом невыдачи купленных автомобилей покупателям. А губернатор Приморья Владимир Миклушевский предложил Трутневу вовсе отложить введение в действие нового регламента. На Дальнем Востоке проблема задержанных из-за отсутствия системы автомобилей стоит острее всего: таможни задержали с начала года почти 800 машин.
Эту проблему решат в пользу импортеров-частников, уверен автомобильный эксперт Сергей Асланян. "Согласно Таможенному кодексу, к физическим лицам неприменимы требования технического регулирования, — рассказал он РИА Новости. — И поэтому препятствовать ввозу частным образом не оснащенных системой иномарок противозаконно. Этот вопрос владельцы машин будут решать в судах и, скорее всего, выиграют".
Действительно, часть 2 статьи 352 Таможенного кодекса Таможенного союза гласит, что "к товарам для личного пользования (А в их число входят и транспортные средства для личного пользования. — Прим. ред.), перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования". Это значит, что профессиональным перегонщикам ввозить машины без ЭРА-ГЛОНАСС нельзя, а вот самому пригнать из-за границы, скажем, подержанный минивэн — можно (правда, с уплатой соответствующих пошлин).
"Приказа по таможне о том, чтобы физическим лицам нужно было бы сертифицировать машины под ЭРА-ГЛОНАСС – не существует, — уверен Сергей Асланян. — И написать его никто не может, потому что таможенные генералы понимают: это противозаконно".
А вот отечественные автосалоны — и так достаточно "полинявшие" вследствие экономического спада — продолжат сужать свой ассортимент, отмечает Дмитрий Ярыгин, заместитель начальника отдела аналитики агентства "Автостат". Отныне ввозить автомобили, которые продаются десятками и даже сотнями в год, просто невыгодно: сертификация для компании-импортера стоит не менее 200–300 тысяч евро, а кроме того, необходим тройной краш-тест именно этой модели авто.
Конечно, автомобили, являющиеся предметами роскоши — суперкары и лимузины, — "выживут", а вот "просто" редкие модели мы в салонах уже не увидим. Например, уже сейчас Audi объявила о том, что с российского рынка уйдут ее кабриолеты, а BMW убирает из наших автосалонов модель Z4. Впрочем, некоторые запасы машин были сделаны — так что в ближайшие месяцы фанатам "нишевых" автомобилей стоит поторопиться.
Как это работает
"В упрощенном виде схема работы ЭРА-ГЛОНАСС выглядит так, — рассказывал ранее РИА Новости гендиректор НИС ГЛОНАСС Дмитрий Марков. — Нажатие водителем тревожной кнопки (или срабатывание датчиков удара в автомобиле) — определение автомобильным терминалом координат — передача информации о ДТП через сотовую сеть в один из центров системы ЭРА-ГЛОНАСС — трансляция вызова оперативным службам".
Разработчики обещают, что массовое внедрение системы позволит сократить число смертельных случаев в ДТП на целых 30%. Прежде всего, за счет мгновенной связи с экстренными службами и быстрого определения места происшествия. Ряд экспертов, впрочем, в этом не уверен. "В центре Москвы, может, и сработает, — говорит Сергей Асланян, – а на какой-нибудь трассе "Амур" — совсем другое дело. Там до ближайшей "скорой помощи" может быть 200 километров! У ЭРА-ГЛОНАСС погрешность 25 метров — а это значит, что если ты свалился в кювет, тебя не найдут никогда".
Первой моделью автомобилей, серийно оснащаемой ЭРА-ГЛОНАСС, стала "Лада-Веста", но сейчас этот модуль можно встретить уже на многих автомобилях. Появились и первые отчеты о работе системы. Так, шеф-редактор автопортала drom.ru Дмитрий Кротов в начале января 2017 года попал в ДТП на автомобиле, оснащенном таким маяком.
"Остановившись через пару секунд на обочине в 360 км от Москвы, я услышал голос "свыше": по громкой связи со мной разговаривал оператор ЭРА-ГЛОНАСС, — рассказывает Кротов. — Сама система, определив сильный уровень повреждений, почти моментально вышла на связь и соединила меня с региональным отделом ДПС. Качество звука в автомобиле вполне приемлемое, дикция и голос "барышни" не вызывают нареканий, "конференцию" с оператором и дежурным отдела ДПС Тверской области мы провели быстро и без каких-то проблем".
Правда, чудес ждать не нужно, отмечает эксперт. Вызовы обрабатываются по тем же алгоритмам, что и обычные звонки на номер 112. То есть возможны промедления и недоразумения.
На форумах владельцев "Лада-Веста" обсуждаются попытки связаться с контакт-центрами по нажатию аварийной кнопки вручную. Большинство водителей, пробовавших это сделать "просто для проверки", отмечают, что их вызовы сбрасывались. Одно из двух: либо умная система определяет, что тревога "учебная", либо ее работа пока далека от идеала.
В дальнейшем возможно наращивание потенциала ЭРА, отмечает Дмитрий Ярыгин. В частности, появится и противоугонный функционал, и, возможно, система поиска машины на парковке. Все это, конечно, за дополнительные деньги.
Все под колпаком?
Так или иначе, в новых автомобилях отныне "прописано" устройство, которое умеет определять наши координаты, имеет модуль связи с "Центром" и тесно интегрировано в электронику самой машины. Более чем достаточно оснований подозревать внедрение "Большого брата", не так ли? Этот вопрос разработчикам ЭРА задавался еще в начале запуска системы, в 2012 году.
"Работа в режиме трекера — с постоянным слежением — спецификациями проекта не предусмотрена, — пояснил тогда РИА Новости Дмитрий Марков, — хотя бы потому, что потребует гигантских расходов на связь (такой режим можно реализовать дополнительно по желанию владельца автомобиля — если он захочет платить за подобную услугу)".
Если нужно, в любом конкретном автомобиле модуль аварийного оповещения можно превратить в "жучок", уверен между тем Сергей Асланян. "Это программная надстройка, которая включается одним кликом мышки, — говорит эксперт. — Она уже разработана. Вопрос только в том, куда направить координаты авто: условному "майору" или на станцию скорой помощи в случае ДТП. Но суть не меняется: ГЛОНАСС и придумана для того, чтобы всегда можно было узнать, где ты находишься".
Впрочем, те, кто очень не хочет делиться своими координатами, — добавил Асланян, — всегда могут воспользоваться обычной GSM-глушилкой, которую легко можно купить в китайских интернет-магазинах. Это самый щадящий способ обмануть "Большого брата", а ведь можно и вовсе отключить блок ЭРА. Советов, как это сделать, на форумах владельцев "Лады-Веста" уже множество.