Анна Михайлова, МИА "Россия сегодня"
На этой выставке все лица узнаваемы, потому что принадлежат одному человеку. Азиатский Ван Гог, Фрида Кало–мужчина, Дюрер с накладным носом — для Ясумасы Моримуры не преграда ни пол, ни возраст его персонажей. Японский фотограф работает в жанре апроприации, то есть присвоения. Результаты его 30-летних перевоплощений в известных мировых художников и героев их полотен показали на выставке Пушкинского музея "Ясумаса Моримура. История автопортрета".
Картины Моримуры вызывают радость узнавания и мгновенное замешательство — персонажи буквально на одно лицо. В остальном эти фотографические работы удивительно точно имитируют оригиналы. Работы с автопортретами Рембрандта, серия, посвященная Фриде Кало — все это провоцирует зрителя на вопрос: "Как он это делает?" Ответ: ловкость рук и никакого фотошопа.
Моримура сам и модель и фотограф, но для подготовки одного произведения ему иногда требуется до 30 помощников. Компьютер используется лишь при создании многофигурных композиций, когда на одном полотне он предстает сразу в нескольких образах. Все детали костюмов и грим делаются вручную.
"До того как мы начинаем заниматься подготовкой, у меня идет процесс вызревания идеи, и вот на него уходит колоссальное количество времени. Например, серия "Менины оживают ночью" по мотивам Веласкеса. Первоначальная идея у меня возникла в 1990 году, но тогда я не смог реализовать этот проект. Серия была закончена только в 2013-м. Таким образом, можно сказать, что на это произведение у меня ушло 23 года".
Невооруженным глазом видно, как автор работает с гримом, чтобы наиболее точно воспроизвести выбранный образ. Ему удаются любые персонажи: будь то автопортреты немца Дюрера и мексиканки Фриды Кало или фотография лопоухого Кафки в детстве. У кого-то эта игра вызывает улыбку, а кто-то, присмотревшись, невольно вздрагивает.
"Слово "игра" придает какой-то облегченный оттенок тому, чем я занимаюсь, и выглядит это как веселое развлечение, но на самом деле играть по-настоящему — гораздо тяжелее, чем делать серьезную работу. Когда вы делаете какую-то серьезную работу, то в конечном итоге получаете какое-то экономическое воплощение этой своей работы. Однако, когда вы играете, к вам возвращается больше, чем вы вкладываете".
При сходстве идеи, работы художника — это не просто репродукции знаменитых картин, в которые, как в детстве на пляже, можно засунуть голову и сделать забавную фотографию. Моримура позволяет себе фантазировать и додумывать за художников. Например, герои знаменитых "Менин" Веласкеса показаны не лицом к зрителю, как на оригинале, а сзади. Моримуре пришлось долго исследовать особенности испанского костюма XVII века, чтобы узнать, как они выглядели со спины.
"С тех времен, когда я был маленьким, я очень любил фантазировать. Любил придумывать истории, в которых сам был главным героем. А еще в детстве очень любил рисовать. Возможно, именно из этого сложения моей любви к рисованию и привычки фантазировать родился мой изобразительный стиль, который я называю "фотографический автопортрет на тему истории искусства"".
За 30 лет работы в этом жанре художник научился не только "присваивать" лица своих героев, но и говорить за них. Рядом с 12 полотнами есть наушники, в которых звучат монологи, придуманные автором в процессе работы над произведениями.
"Эти истории, написанные в духе исповеди от лица Ван Гога или Рембрандта, являются моим собственным способом истолковать историю искусства и историю человечества по-новому. Все это, конечно, чистый вымысел, но именно поэтому я могу об этом свободно говорить. В этом состоит моя теория — теория истории искусства, отличная от традиционной, которая основана на фактах".
Впрочем, не все идеи поддаются реализации. Так, Моримура с подростковых лет восхищался Кандинским, Малевичем и другими русскими абстракционистами, но, к сожалению, пока не придумал способа превратить свое лицо в абстракцию. В свой первый визит в Москву он намерен вплотную заняться "исследованием на эту тему".