МОСКВА, 31 янв — РИА Новости/Прайм. Введенное два с половиной года назад продэмбарго в ответ на санкции Запада нанесло серьезный удар по розничной продаже сыров в России — в один миг не стало полюбившихся россиянам пармезана, моцареллы и дорблю.
Отношения России и Запада ухудшились в связи с ситуацией на Украине. В конце июля 2014 года ЕС и США от точечных санкций против отдельных физлиц и компаний перешли к мерам против целых секторов российской экономики. В ответ Россия ограничила импорт продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии.
Хронология введения санкций и ответных мер России в 2014-2016 годах в справке РИА Новости >>
Несомненный плюс
За последнее время на рынке сыров в России произошли значительные изменения, считает гендиректор ЗАО "Умалат" Алексей Мартыненко. "Собственное производство сыров в стране выросло на 74% с 310 тысяч тонн в 2013 году до 547 тысяч тонн в 2015-м. При этом доля импорта за тот же период значительно сократилась с 58% до 19% по итогам 2015 года. Это говорит о том, что сырная отрасль претерпела серьезные изменения и, очевидно, в пользу отечественных производителей", — рассказал он.
Говорит об изменениях на рынке в лучшую сторону и руководитель проекта "Сырный сомелье" Александр Крупецков.
"Если сразу после введения продуктового эмбарго количество сыра на полках супермаркетов уменьшилось в разы и появилось очень много сырных продуктов из пальмового масла, то теперь найти качественный сыр стало намного проще", — говорит он.
У санкций есть несомненный плюс — это возможность производить свои сыры и работать на собственном сырье, отмечает бренд-шеф бара "Практика" Николай Кочетов. "У нас уже научились хорошо делать буррату, моцареллу и страчателлу. На мой взгляд, качество произведенных в России этих сыров очень высокое", — говорит он.
Мал золотник, да дорог
Аналогов необычных сыров, бывших визитной карточкой Европы, в России пока мало, добавляет руководитель проекта "Сырный сомелье", но в России уже делают достойные сыры, уровень которых начинает приближаться к европейскому. "В основном это те сыры, созревание которых не требует долгого времени. По большей части это небольшие производства, а значит, небольшие объемы, таких сыров не встретить в супермаркете, за ними нужно охотиться в небольших лавках", — добавляет он.
"Производство сыров – вещь технологически непростая, мы бы ничего не смогли сделать, если бы у нас на производстве не было итальянского технолога с мировым именем, поскольку в производстве этого продукта очень много технологических нюансов, которые невозможно воспроизвести", — добавляет он.
Новый тренд
"После введения санкций в какой-то момент у нас спрос в два раза превысил объемы нашего производства, тогда стало понятно, что в этой теме можно остаться и продолжить развивать производство. За последние два года мы смогли нарастить объемы производства на 11-13% в год, недавно открыли цех по фасовке и упаковке свежих сыров, вложив в него более 300 миллионов рублей", — говорит Мартыненко.
Кочетов добавляет, что на отмену эмбарго как гражданин страны смотрит отрицательно.
"Наши производители только "раскачались", начали что-то делать — в этом отношении санкции определенно пошли на пользу и, надеюсь, будут полезны в будущем", — аргументирует шеф, но отмечает: возможность закупать у европейцев ту продукцию, у которой пока нет аналогов в России, ему иметь хотелось бы.
Крупецков же из "Сырного сомелье" утверждает, что за ситуацией в области санкций Запада и ответного эмбарго уже не следит. "Отменят — я буду очень рад, а не отменят, не сильно расстроюсь. Сейчас мы строим свою стратегию именно на текущей ситуации, то есть, что санкции это надолго, а значит, будем и дальше искать интересные российские сыры. Сейчас российский сыр — это тренд, и мы следуем ему", — говорит он.