МОСКВА, 27 янв — РИА Новости. Глава МИД РФ Сергей Лавров через три дня после окончания переговоров по Сирии в Астане, которые он назвал качественно новым шагом в усилиях по урегулированию, выступил с резкой критикой Высшего комитета по переговорам (ВКП) сирийской оппозиции и ООН за затягивание проведения женевских переговоров; он также развеял кривотолки вокруг проекта конституции Сирии, в котором Россия попыталась собрать воедино подходы оппозиции и правительства этой страны.
Двухдневный переговорный марафон в Астане 23-24 января, которому предшествовало несколько дней консультаций, завершился договоренностью стран-гарантов соглашения о перемирии: России, Турции и Ирана — создать трехсторонний механизм для контроля режима прекращения огня в Сирии. Очевидным успехом астанинской встречи — и это признают все стороны — стал и тот факт, что правительственную делегацию и оппозицию удалось усадить за один стол переговоров. Хотя прямого контакта без посредников и не случилось, стороны фактически впервые и на столь высоком уровне смогли посмотреть друг другу в глаза и выслушали позиции друг друга, хотя это и было, по словам главы делегации официального Дамаска Башара Джаафари, "очень болезненно". Таким образом, единая делегация вооруженной оппозиции Сирии и представители официального Дамаска при посредничестве стран-гарантов провели первые в таком роде непростые, но, очевидно, результативные консультации.
Москва, Тегеран и Анкара также поддержали желание вооруженной оппозиции принять участие в переговорах под эгидой ООН в Женеве, которые планировались на 8 февраля. В интервью РИА Новости 24 января спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура сообщил, что окончательная ясность по дате начала наступит после встречи с генсеком ООН и его доклада Совету Безопасности. "На сегодня это 8 февраля, но все будет зависеть не только от успеха Астаны, но и от встречи Совбеза ООН", — сказал тогда он, добавив, что на данный момент 8 февраля остается его целью.
Пассивность ООН недопустима
"И отрадно, что даже само объявление о встрече в Астане уже послужили стимулом для наших коллег в ООН немножко активизировать свои действия и объявить о возобновлении межсирийских переговоров в Женеве, хотя вновь эта дата была перенесена с 8 февраля на конец следующего месяца", — сказал Лавров, подвергнув критике за это как ООН, так и ВКП.
"Мы убеждены, что пассивность наших коллег из ООН, которые с апреля прошлого года не проводили каких-либо раундов переговоров, является недопустимой. Если постоянно оглядываться на капризную позицию так называемой "эр-риядской группы", то можно вообще никогда не приступать к сирийскому урегулированию", — сказал Лавров на встрече с сирийскими оппозиционерами в Москве.
Он отметил, что на встречу, которая проходит сегодня в Москве, представители ВКП "были приглашены, они вроде бы собирались приехать, но затем опять стали выдвигать условия".
"Требования и условия для начала переговоров, хотя резолюция 2254 никаких условий не предполагает. Они, в частности, говорили, что нельзя садиться за стол переговоров, пока идут боевые действия. Вот, сейчас боевые действия прекращены, действует режим перемирия, поэтому отговорок у них больше быть не должно", — сказал Лавров, выразив надежду, что "ООН больше не будет затягивать со следующим раундом межсирийских переговоров".
Конституция
Предложенный Россией на переговорах в Астане (23-24 января) проект конституции Сирии расширяет полномочия парламента республики, запрещает вооруженным силам вмешиваться в политическую сферу и вести действия против народа, а также закрепляет превосходство международного права над внутренними законами. В соответствии с текстом документа, который оказался в распоряжении РИА Новости, из официального названия "Сирийская Арабская Республика" исключается слово "арабская", а президент республики получает право объявить референдум по важным для страны вопросам, но лишается возможности роспуска парламента.
"Вокруг проекта конституции, который был распространен на встрече в Астане, ходит много кривотолков", — сказал Лавров. По его словам, в этом документе сделана попытка "собрать воедино и нащупать общие моменты в тех подходах, которые нам излагали и правительство и представители оппозиции в течение последних нескольких лет".
При этом он подчеркнул, что ни о каких попытках что-либо навязать речи не идет.
"Мы убеждены на опыте, наверное, уже последних пяти лет, что если не положить на стол конкретные предложения, мы так можем никогда не начать конкретную работу, и рассчитываем, что все сирийцы в рамках подготовки к женевской встрече ознакомятся с этим проектом, и он будет стимулировать практическую дискуссию, ориентированную на поиск общего согласия", — сказал министр.
Всего на встречу к Лаврову в российский МИД приехали 11 сирийских оппозиционеров, в том числе представители "московской группы" Кадри Джамиль, председатель сирийского оппозиционного движения за плюралистическое общество Ранда Кассир, представитель курдской партии Демократического союза Халед Исса, представитель "хмеймимской группы" Илхам Масаад, представитель партии "Народная воля" Аля Арафат, член Высшего комитета по переговорам, участник "московской", "каирской" и "эр-риядской" групп Хасан Абдельазим.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>