Захар Виноградов, РИА Новости
Андрей Лубенский, РИА Новости Украина
Начало нового политического года на Украине определило расклад в украинской политике. Обострились отношения президента Петра Порошенко с националистами, которые рвутся во власть, с миротворческими силами в лице депутата Надежды Савченко и обозначилась отчетливая линия президентской администрации на дальнейшую эскалацию конфликта с Россией.
Взгляд на Минск из Хельсинки и Киева
Ранее воздушное пространство страны делилось на три зоны: "Запад", "Юг" и "Центр" и один отдельный военно-воздушный район над Черным морем. Восточная часть Украины, включая Донбасс, входила в состав зоны "Центр". Указом президента военно-воздушных зон стало четыре — границы новой зоны "Восток" распространяются в том числе на неподконтрольные Киеву районы Донецкой и Луганской областей.
Никакого военного и стратегического смысла в этом решении нет. Небо над Донбассом контролировать украинские военно-воздушные силы после указа Порошенко не стали. Цель этого указа — еще раз подчеркнуть юридический контроль Украины за Донбассом.
"Мы рассчитываем на принципиальную позицию Финляндии относительно проекта "Северный поток-2". Так называемая коммерческая привлекательность этого проекта несет в себе ряд политических рисков", — заявил президент Украины.
Кроме того, Порошенко предложил европейским государствам свою помощь в отражении российских кибератак. По его словам, на Украине "есть очень сильное киберподразделение, поэтому Украина может контратаковать, то есть взаимодействовать с европейскими государствами в этом направлении".
Президент Финляндии Ниинистё высказался осторожно, выразив готовность помогать Порошенко в рамках минских соглашений и поддерживать положительные изменения на Украине.
"Какой-то целостной стратегии сегодня нет, — заявил директор украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник РИА Новости Украина. — Определенный молчаливый консенсус политических элит таков: мы не будем никуда спешить, потому что Россия финансирует регион, он истощает ее экономические, военные и политические ресурсы, сам фактор войны является очень важным инструментом манипулирования общественным мнением внутри Украины, инструментом подавления инакомыслия… И поэтому, как мне кажется, Украина никуда не спешит", — сказал Бортник, добавив, что со стороны России он видит попытку "инфильтровать регион в состав Украины, сохраняя там свое влияние. И, конечно, это неприемлемо для нынешних украинских политических элит".
Из иконы в изгои
Обсуждая этот документ, решение по которому Рада должна принять в феврале, депутаты парламента, члены комитета говорили о недоверии к Герою Украины Надежде Савченко и необходимости в связи с этим (недоверием) избежать разглашения государственной тайны.
Между тем Савченко продолжает активно критиковать украинскую власть за невыполнение минских соглашений и отсутствие прогресса в установлении мира в Донбассе.
Комментируя свои встречи с лидерами самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, которые и стали причиной политических гонений на Савченко со стороны ее коллег по парламенту, она заявила, что ее цель — рассказать правду о ситуации в Донбассе.
При этом Савченко добавила, что главным врагом Украины считает Россию.
Судьба Савченко, еще полгода-год назад бывшей иконой для режима Петра Порошенко, видевшего в ней символ борьбы с Россией, типична. Все, кто не согласен с президентом и его администрацией, постепенно переходят в разряд изгоев.
Почему националисты также против Порошенко
Тем временем политика президента Порошенко, несмотря на ее внешнюю агрессивность по отношению к России, не находит поддержки и у идейных националистов. Но по совсем другим — скорее, тактическим — причинам.
Накануне Белецкий, бывший ранее командиром добровольческого батальона "Азов" (входит в состав Нацгвардии), заявил в блоге одного из украинских СМИ, что располагает фактами сепаратистских действий офицеров Нацгвардии, коррупции в ее подразделениях и других нарушениях закона. По его словам, у него также имеются материалы, подтверждающие систематическое уничтожение добровольческих батальонов, которое проводит руководство Национальной гвардии.
Военный прокурор Матиос сообщил, что заявления Белецкого относительно Нацгвардии будут проверены "тщательно, беспристрастно и по закону".
Демарш Белецкого свидетельствует об обострении подковерной борьбы верхушки украинской власти, считают эксперты. Так, политолог Алексей Якубин, комментируя ситуацию для РИА Новости Украина, отметил, что это новый виток борьбы между президентом Петром Порошенко и главой МВД Арсеном Аваковым — "в том числе за влияние на Нацгвардию".
С этим согласен политолог, директор центра "Третий сектор" Андрей Золотарев, предрекающий "масштабный и серьезный конфликт" между командой Порошенко и "Народным фронтом" во главе с Аваковым.
"Возможно, история с Белецким и Нацгвардией имеет отношение к надвигающейся схватке, которая, вероятно, состоится весной. Ведь снять Авакова без разрушения существующей конструкции властного картеля пока не могут", — сказал Золотарев, добавив, что этой схватке будет предшествовать информационная война, которую мы и наблюдаем.
По мнению Золотарева, за обвинениями Белецкого легко угадывается "призрак… досрочных выборов в Верховную раду".