Павел Гайков, МИА "Россия сегодня"
19 января в российском кинопрокате стартует новый фильм Андрея Кончаловского "Рай". Картина уже получила приз кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссуру и попала в шорт-лист номинаций на премию "Оскар". Такого единодушного признания, как у мировых, так и у российских критиков российские картины не добивались давно.
Кино без границ
"Рай" – российско-германская копродукция, снятая при поддержке Министерства культуры РФ, телеканала "Россия 1" и Европейского фонда поддержки кино Eurimages. Последний традиционно финансирует значимые фильмы, отражающие культурное и социальное многообразие общества.
Действие "Рая" происходит в Европе в разгар Второй мировой, его герои – французский жандарм-коллаборационист, русская эмигрантка, спасающая еврейских детей и попадающая из-за этого в концлагерь, и влюблённый в неё немецкий офицер СС.
Их играют актёры из Франции, России и Германии: Филипп Дюкен, Юлия Высоцкая и Кристиан Клаус. Фильм снят на трёх языках международной съёмочной группой. Все внешние признаки говорят о том, что этот "Рай" адресован любому зрителю, независимо от его национальности и культурного бэкграунда.
"Рай" – это Драма: жанр насколько популярный и продуктивный, настолько же и невостребованный в современном прокате. И это кино не только про Холокост, о чем снято немало, в том числе и великих, картин. В этой ленте трагические события истории становятся экстремальным фоном для психологического разбора персонажей.
Несмотря на чёрно-белую эстетику картины, в ней нет деления на чёрное и белое, гений и злодейство. Героизм и предательство здесь рутинно переплетены.
В своих интервью Кончаловский подчеркивал, что снимал о природе зла вообще, которое всегда завернуто в красивые обертки: "Если бы зло было явным, то очень немногие совались бы туда. Но зло соблазнительно, это и есть дьявол".
В каждом из героев, даже в монстре-начальнике концлагеря, можно при желании найти положительные черты. Каждый персонаж по-своему хочет сделать мир лучше, построить тот самый пресловутый рай.
Глобальный гуманистический пафос Кончаловского скрыт за будничными поступками и словами простых людей, иногда очень образованных и тонко чувствующих. Камера показывает их с документальной отрешённостью, оставляя за зрителем выбор, кому из персонажей сочувствовать и в чём.
Каждому из трёх своих главных героев Кончаловский даёт возможность вдоволь выговориться в отдельно снятых и вмонтированных в канву фильма монологах.
Старая школа
Помимо рукотворного рая, в фильме всплывает ещё и тема рая божественного, куда герои попадают или не попадают в зависимости от своих мотивов, поступков и их последствий.
Главные претензии у международных критиков возникали к стилистике фильма. Длящийся больше двух часов монохромный "Рай" называли слишком неторопливым и старомодным.
Это кино для тех, кто не принимает правила игры современного кино, в котором "картинка", как правило, важнее содержания. Это "Рай" для зрителя, который вечно жалуется на отсутствие глубоких смыслов и оригинальных идей в современном российском кино.
В последние годы Кончаловский активно работает не только в кино, но в театре, ставит произведения Чехова и Достоевского. Кинематографический "Рай" можно сравнить с произведениями писателей-классиков: смотреть этот фильм – непростой труд, но труд необходимый.