Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Биография Николая Жуковского

© РИА Новости / РИА Новости / Перейти в фотобанкОсновоположник современной гидроаэродинамики Николай Жуковский. Архивное фото
Основоположник современной гидроаэродинамики Николай Жуковский. Архивное фото

Русский учёный в области механики, основоположник современной аэро‑ и гидромеханики Николай Егорович Жуковский родился 17 января (5 января по старому стилю) 1847 года в селе Орехове Владимирской губернии в семье инженера путей сообщения.

В 1868 году окончил физико‑математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика.

С 1870 года Жуковский преподавал физику во 2‑й московской женской гимназии. В 1872 году стал преподавателем математики в Императорском московском техническом училище (ныне Московский государственный технический университет имени Н. Ю. Баумана), с 1874 года ‑ доцент по кафедре аналитической механики. В этом училище Николай Жуковский проработал всю жизнь.

Одновременно в 1872‑1920 годах ученый преподавал механику в московской Практической академии коммерческих наук.

В 1876 году Жуковский защитил диссертацию на степень магистра прикладной математики. В 1877 году он был командирован в Берлин (Германия) и Париж (Франция) для дальнейшего обучения. После возвращения из‑за границы в 1879 году Жуковский стал профессором механики в Императорском техническом училище.

В 1882 году за исследование "О прочности движения" ему была присуждена степень доктора прикладной математики. С 1887 года ученый руководил кафедрой механики в Императорском техническом училище.

С 1885 года Николай Жуковский одновременно начал преподавать в Московском университете, где он был утвержден в должности приват‑доцента, а с 1886 года — экстраординарного профессора по кафедре механики. В 1891‑1921 годах — ординарный профессор кафедры теоретической и практической механики физико‑математического факультета университета.

В Московском университете и Техническом училище под руководством Жуковского были организованы лаборатории, в которых велись исследования в области механики.

Жуковский с 1876 года был членом Московского математического общества, в 1903 года — его вице‑президентом, а в 1905 году — президентом. В 1879 году Жуковский был избран членом Московского общества испытателей природы (с 1910 года — почетный член), в 1881 году — Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1889 года — председатель его физического отделения). В 1894 году Жуковский был избран в члены‑корреспонденты Петербургской академии наук; в 1900 году был выдвинут кандидатом в действительные члены академии наук, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и Техническом училище.

Работы Жуковского были посвящены самым различным областям науки, например, теории вычисления планетных орбит и теории кометных хвостов; теории влияния реакций втекающей и вытекающей жидкости; теории упругости; теории подпочвенных вод и т.д. Он внес огромный вклад в развитие гидродинамики. Жуковского интересовала и гидравлика, в частности проблема водоснабжения крупных городов. Его исследования по фильтрации позже были с успехом применены к вопросам механики добычи нефти.

В 1890 году появилась первая работа Жуковского по механике полёта в воздухе ‑ "К теории летания". Следом за ней он опубликовал статьи "О парении птиц", "О летательном аппарате Отто Лилиенталя", "О наивыгоднейшем угле наклона аэроплана" и другие. В первые годы ХХ века Жуковский приступил к систематическим опытам над движением крылообразных тел в воздухе.

В 1902 году в механической лаборатории Московского университета под руководством ученого была сооружена первая в России и одна из первых в мире аэродинамическая труба закрытого типа. По указаниям Жуковского был спроектирован и построен прибор для испытаний самолетных винтов. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был построен первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в Московском обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии ученого в Техническом училище была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910‑1912 годах Жуковский прочитал в Императорском техническом училище курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в которых были систематизированы теоретические изыскания самого Жуковского, его ученика Сергея Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, Технического училища и заграничных аэродинамических лабораторий.

С 1912 года по 1918 год ученый написал ряд работ по вихревой теории гребного винта, в которых опирался на разработанную им теорию крыла. На ее основе проектируются и строятся и современные воздушные винты летательных аппаратов.

С 1913 года Жуковский преподавал на курсах летчиков. В Первую мировую войну (1914‑1918) ученый со своими учениками читал лекции по баллистике, воздухоплаванию на курсах летчиков‑добровольцев, проводил работу по теории бомбометания. Под руководством Жуковского было организовано Авиационное расчётно‑испытательное бюро, проводившее расчёты и испытания самолётов, их лётных качеств и прочности. Также ученый вошёл в Московский военно‑промышленный комитет, в котором занимался разработкой формул для определения устойчивости снарядов; в этом же комитете он возглавил отдел изобретений.

В 1918 году по предложению Жуковского был создан Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ, с 1921 года его имени), руководителем которого он был назначен. Основанные ученым теоретические курсы для военных лётчиков были реорганизованы в Московский авиационный техникум, на базе которого был образован Институт инженеров Красного Воздушного Флота, впоследствии Военно‑воздушная инженерная академия (с 1922 года его имени).

В 1920 году был издан специальный декрет Совета Народных Комиссаров за подписью Ленина об учреждении, в ознаменование 50‑летия научной деятельности Жуковского и огромных заслуг его как "отца русской авиации", годичной премии его имени за лучшие труды по математике и механике, а также о ряде льгот для самого Жуковского.

7 марта 1921 года Жуковский скончался в подмосковном санатории "Усово". Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Его именем назван наукоград в Подмосковье (преобразован из поселка Стаханово), центр современной российской авиационной науки; кратер на обратной стороне Луны; несколько академий и институтов в России.

В Москве и городе Жуковском Московской области воздвигнуты памятники ученому.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала