МОСКВА, 28 дек — РИА Новости/Прайм. Фраза "кризис – время возможностей", пусть и заезженная, как нельзя лучше подходит в качестве характеристики российского ритейла образца 2016 года. С одной стороны, в стране продолжается падение продаж и доходов населения, что не самым лучшим образом влияет на торговые сети, с другой – совершенно точно нельзя сказать, что рынок застыл и не меняется.
Однако даже при снижении продаж в уходящем году на рынке ритейла успели поменяться правила игры, была заключена крупнейшая сделка за несколько последних лет, а также обострилась борьба между лидерами рынка.
Битва за бонусы
Главным макроэкономическим событием в ритейле стало принятие поправок в закон о торговле — достаточно серьезное изменение правил игры на рынке. Проект поправок в закон был внесен в начале 2015 года группой сенаторов и депутатов во главе с председателем комитета по безопасности Госдумы шестого созыва Ириной Яровой. В мае прошлого года он был принят Думой в первом чтении.
"Второе дыхание" процесс принятия поправок получил в апреле 2016 года. Во время "прямой линии" с президентом РФ Владимиром Путиным Яровая рассказала главе государства о поправках. Она заявила, что основные проблемы, затронутые проектом — сроки получения оплаты поставщиками товаров и премия с оборота, которая "превратилась в постоянный налог со всех производителей при поставках в торговые сети".
Так, поправки ограничили размер вознаграждения торговых сетей величиной 5% от цены купленного товара, тогда как только ретро-бонусы, то есть премии за объем закупки товаров, составляли раньше до 10%. В эти бонусы были включены рекламные, маркетинговые и логистические по продвижению товара. Сроки расчета поставщиков с контрагентами также были сокращены — до 8-40 дней в зависимости от срока хранения товара.
Успеть до нового года
"К 1 января 2017 года в соответствие с новыми требованиями закона о торговли будет приведено до 100% подлежащих перезаключению договоров. Все вопросы решаются в рабочем порядке", — сообщил РИА Новости председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), которая объединяет ведущих российских ритейлеров, Илья Ломакин-Румянцев.
"Что касается возможностей для маневра – снизились возможности сетей для оказания поставщикам, особенно не крупным и продвигающим новый продукт, маркетинговых и логистических услуг. Кто от этого проиграл – вопрос, ответ на который мы узнаем в следующем году", — рассуждает глава АКОРТ.
Меченные шубы
С 12 августа 2016 года маркировка стала обязательной. После ее запуска стали понятны масштабы теневого рынка меховых изделий – оказалось, что доля нелегального оборота шуб составляла 80-85%. В результате поставщики меховых изделий даже столкнулись с дефицитом RFID-меток, поскольку власти не ожидали такого спроса на них.
Теперь в планах властей – распространить практику маркировки и на другие товары. С 1 января 2017 года заработает пилотный проект по маркировке лекарств. Кроме того, в течение года обсуждалась возможности введения такой системы для продукции легкой промышленности, в частности, обуви, продуктов и других товаров.
Сделки года. И не только года
Однако летом в СМИ появились сообщения о том, что чешские акционеры одного из ведущих ритейлеров бытовой техники и электроники, компании "Эльдорадо", ведут переговоры с финансовой группой "Сафмар" (бывшая БИН, управляет активами семьи Гуцериевых-Шишхановых) о продаже ритейлера. "Сафмар" к тому моменту уже владела конкурентом "Эльдорадо" — "Техносилой", которая досталась ей в наследство от МДМ-Банка.
Сумма, за которую группа купила у чешских PPF Group и Emma Capital "Эльдорадо" не разглашалась, пакет в 57,7% акций "М.Видео" был приобретен за 726 миллионов долларов. Кроме того, "Сафмар" обязался выставить добровольное предложение миноритарным акционерам "М.Видео" о приобретении у них акций компании по такой же цене. Таким образом, покупка ритейлера обойдется группе в 1,258 миллиарда долларов.
Сейчас же глава "М.Видео" Александр Тынкован ожидает, что продажа акций будет завершена во втором квартале будущего года. Если предположить, что антимонопольная служба согласует сделку и не потребует закрытия магазинов, группа "Сафмар" получает фактически мегаритейлера бытовой техники с оборотом порядка 250-300 миллиардов рублей, 900 магазинами и долей рынка в 25-30% по оценке аналитиков.
Кит против слона
По итогам девяти месяцев 2016 года X5 Retail увеличила чистую розничную выручку на 27,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года — до 734,3 миллиарда рублей. В свою очередь, "Магнит" увеличил чистые розничные продажи за девять месяцев на 14,4% — до 790,137 миллиарда рублей, что выше показателя X5 всего на 7,6%.
При этом разрыв между показателями выручки компаний неумолимо сокращался весь год. В результате аналитики допускают, что в течение первого полугодия X5 Retail может обогнать "Магнит" по выручке. Впрочем, топ-менеджеры "Магнита" неоднократно говорили о стремлении фокусироваться на улучшении рентабельности, а не на сохранении первого места на российском рынке ритейла, которое сеть получила в 2013 году.
Выручка X5 Retail по итогам прошлого года составила 808,818 миллиарда рублей. В начале декабря главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман говорил, что компания ожидает роста выручки в этом году на 28% по сравнению с 2015 годом.