Всероссийская конференция по обсуждению содержания профессионального стандарта педагога завершила работу в Московском государственном психолого-педагогическом университете (МГППУ). Об итогах форума и перспективах, связанных с появлением в школах документа, определяющего набор требований к преподавателю, корреспонденту РИА Новости рассказал участник группы разработчиков профессионального стандарта учителя, ректор МГППУ, академик Российской академии образования Виталий Рубцов.
– Виталий Владимирович, поделитесь итогами конференции. Вы ими довольны?
– Я достаточно высоко оцениваю ее результаты. Дело в том, что когда мы только начинали обсуждать новый cтандарт, то ограничились узким кругом людей, которых он непосредственно затрагивает. Мы говорили с педагогами – воспитателями и учителями. Но вскоре оказалось, что в реальную работу по осмыслению и освоению стандарта втянуты целые группы представителей близких к учительской профессий.
Имею в виду, во-первых, директоров школ. Это очень мощная категория профессионального сообщества, субъекты которой используют стандарт как инструмент выстраивания отношений между работодателем и работником. Это, во-вторых, представители системы повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. В-третьих, мощная общественная сила — родители.
Вторая категория – родители детей, которые имеют трудности в обучении. Их достаточно много. Если учитель их не видит, не имеет компетенций для работы с этой группой, то родители мгновенно бьют тревогу, их это не может не беспокоить. Ценность такого родительского вклада в созидательный процесс конструирования облика учителя будущего на базе пилотных школ трудно переоценить.
В апробации стандарта участвует 21 регион, и я постоянно убеждаюсь: именно родители являются самым ответственным нашим партнером в его разработке. Они очень тонко реагируют на ход дискуссий и самого эксперимента; задают конкретные, порой нелицеприятные вопросы. Таким образом, мы выделили шесть категорий "переговорщиков" – людей, составивших основной круг участников диалога по поводу апробации и применения профстандарта.
- Подвергался ли он экспертизе со стороны внешних по отношению к школе институтов – крупных торговых сетей, производств, корпораций?
— Если вы посмотрите на программу нашей конференции, то увидите, что она построена, на первый взгляд, неожиданно. Маленькая "пленарка" по существу самого документа – модель профстандарта, воспитание личности, предметная и психологическая подготовка педагога. То есть позиции, которые мы выделяем в качестве фокусных. Затем развернутая дискуссия на круглых столах с участием родителей, директоров школ, управленцев.
В этой связи и бизнесменов, и ученых интересовало, кто и как начнет готовить кадры для новой школы. Какие компетенции обеспечат педагогу успех в общении с детьми и прежде всего в их обучении; каким предстанет механизм оплаты мастерства учителей и их труда.
– Как обозначил свою позицию по поводу обсуждаемого документа российский профсоюз работников образования и науки?
– Профсоюзы сработали великолепно. Мы предлагали им активно участвовать в работе секций. Так и случилось: на каждом круглом столе присутствовал их представитель. Это был выезд профсоюзов в прямое поле своих интересов. И главный среди этих интересов: они активные сторонники того, чтобы учителя не потеряли в зарплате. Внедрение национальной системы учительского роста, прописанной в стандарте, не должно негативно отразиться на благосостоянии учителя.
И здесь мы едины изначально. Дорожная карта реализации Национальной системы учительского роста передана в правительство и обсуждается. В ней двадцать четыре пункта: о соблюдении гарантий оплаты труда, о психолого-педагогических компетенциях учителя. И многое другое. Уверен, мы сможем получить результат от этой работы, сделать реально работающий профстандарт педагога. Не насаженный сверху, а принятый снизу теми, кому он адресован. Осмысленный и применяемый как эффективный инструмент действия.