МОСКВА, 17 дек – РИА Новости, Лариса Жукова. В пятницу завершился этап четвертьфиналов пятого сезона шоу "Голос". 30 декабря станут известны имена новых победителей. Музыкальной программе четыре года, но она по-прежнему остается "главным вокальным проектом страны". О том, почему после "Голоса" стало стыдно петь под фонограмму, кто действительно решает, что увидят телезрители, как пройти отборочный этап и можно ли купить первое место, – в материале РИА Новости.
Шоу профессионалов
95% процентов выступающих на шоу – это люди, которые профессионально занимаются вокалом, признается главный музыкальный редактор "Голоса" Марина Андрусенко. Исключение составил неожиданный победитель четвертого сезона Виталий Мочалов, известный как иерономонах Фотий, но и он обучался органу в Германии, то есть, имеет музыкальное образование. Профессиональный состав участников часто ставят в вину организаторам проекта, говорит режиссер-постановщик "Голоса" Андрей Сычёв.
Меня удивляет, когда жалуются, что эта певица работала у Агутина на бэк-вокале, а у той – своя группа. Господа! Нет поющих людей, которые работают грузчиками на вокзале. Это раньше была пара человек, которые пришли с улицы. Сегодня все обладатели хороших голосов монетизируют свой талант. Я никогда не встречал непризнанных гениев.
– Иногда, чтобы вырваться вперед, нужно сделать три шага назад. Я хочу избавиться от кармы всегда быть номером два. Это, конечно, тоже неплохо, но хотелось бы разорвать этот сценарий. В свое время у меня было больше медийности, но это нисколько не помогает, а наоборот – дает больше ответственности.
О главном призе для победителя – контракте с медиахолдингом Universal и записи своего альбома, – многие участники отзываются скептично: у большинства артистов нет своих песен и записывать придётся кавер-версии. Заявить о себе – главная мотивация, поскольку после шоу участников проекта никто не поддерживает, как это было, например, с участниками "Фабрики звёзд", и пробиваться дальше им придется самостоятельно.
Стало стыдно
Андрей Сычёв работал над "Фабрикой звёзд", "Золотым граммофоном", "Минутой славы", "Достоянием Республики" и многими другими музыкальными программами. В 2012 году, когда шоу Голос запустили в России, режиссер-постановщик, по согласованию с руководством канала, решил сделать принципиально новый для российской сцены музыкальный проект.
– Я сознательно ушел от постановочных эффектов. Когда вокруг поющего человека танцует масса людей, выкатывают фуры, выдают веселые арт-объекты, это не вызывает никакого доверия. Мы решили сделать эксперимент: артист выходит на пустую площадку и должен что-то изобразить сам, чтобы задеть или на задеть зрителей. Мотивация у нас одна: расковырять того, кто имеет влияние на публику и хороший вокал, иначе проект погибнет.
В этом заключается драматургия, которая держит интерес зрителя и приближает формат музыкальной программы к реалити-шоу. Идея проекта принадлежит, однако, голландцам: "Голос" является адаптацией оригинального шоу The Voice, созданном Джоном де Молем в 2010 году. "Если бы мы были первооткрывателями такого формата, нам бы памятник поставили", – смеётся режиссер-постановщик. Революцию в российской эстраде произвели не сами кресла, а то, что стало последствием музыкального реалити-шоу:
Голос задрал новую планку. В качестве постоянного аккомпанемента мы стали использовать исключительно сопровождение живого оркестра. Работники певческой индустрии стали ориентироваться на живой звук. Стало стыдно петь под фонограмму. До Голоса об этом не задумывались, и фонограммные проекты были самими собой разумеющимися.
За кадром
Самую большую подготовительную работу проделывает команда из четырех музыкальных редакторов под руководством главного продюсера музыкальных и развлекательных программ Первого канала Юрия Аксюты: на шоу ежегодно присылают до 14 тысяч заявок. Каждый материал прослушивают, говорит Марина Андрусенко.
В первый сезон мы волновались: где же мы найдем тысячу хорошо поющих человек. Но оказалось, что у нас поющая страна. Мы взяли бы и больше человек, если бы позволил формат.
За пять сезонов редакторы прослушали больше шестидесяти тысяч человек. Когда есть сомнения в том, стоит ли приглашать претендента на очное прослушивание, кто-то обращается к коллегам, а кто-то звонит самому участнику и просит спеть по телефону. Редакторы обращают внимание не только на тембр голоса и вокальную технику, но и на энергетику и индивидуальность.
Из тысячи человек очно отбирают 250. Выбором в Останкино занимается команда Первого канала во главе с Юрием Аксютой и представители компании Universal. Прослушивание идет два раза по четыре дня. Затем кастинг отсматривают на видео еще раз с представителем из Голландии и отсеивают еще сотню претендентов.
Оставшихся 150 участников ждет работа с музыкальными редакторами над репертуаром и то самое слепое прослушивание, которое уже показывают по телевизору. После того, как тренеры набирают команду, влияние музыкальных редакторов становится меньше – начинается "диктатура" наставников.
Разногласий полно
Всё, что мы видим на экране, – это идеи наставников проекта. Леонид Агутин, Полина Гагарина, Дима Билан, Григорий Лепс решают не только, кто останется в проекте, но и каким будет шоу: репертуар, образ, оформление сцены, – говорит Андрей Сычёв.
Никто к ним не лезет – это принципиальная позиция Юрия Аксюты и руководителя канала Константина Эрнста. Они имеют полное право подбирать артистов под свой типаж, песни и образы под свой вкус. Я могу посоветовать только что-то по костюму, который смотрится совсем нелепо на сцене. Разногласий с наставниками у нас полно. Но внутренняя составляющая, конкуренция, драматургия – это их дело.
Единственное, что диктует руководство канала, – это темпоритм (все двенадцать песен не могут быть "медляками") и соотношение русско-и англоязычных песен. Репертуар согласуется за неделю.
– Поувереннее! Как будто ты пробуешь. Втопить нужно здесь. И не делай такие ударения на промежуточные слова. Улыбнись здесь, – советует на генеральной репетиции своему подопечному Полина Гагарина.
– Может, ты сможешь встать? Это будет классно для номера, – обращаясь к гитаристу, говорит Леонид Агутин. Поворачиваясь уже к своей подопечной, замечает: Если ты будешь на плоской подошве, то в обтягивающих штанах нет смысла. Они будут завершенными на каблуках.
Меня не один раз спрашивали, покупают ли тут места. Я обычно называю сумму, сколько стоят три минуты в прайм-тайм на Первом канале, и призываю вернуться на землю. Если бы у меня были такие деньги, я бы купил несколько квартир на острове и в ус не дул. Даже автоконцерны не могут позволить себе купить столько времени.
За кулисами артисты поддерживают друг друга: шлют воздушные поцелуи и обсуждают возможные решения наставников. Акустика в зале отличается от звука, который есть в записи: в павильоне "летает" звук, поэтому телезрители иногда яснее различают фальшивые ноты.
Старые песни о главном
Появившись на федеральном канале, "Голос" сразу стал феноменом: программа открыла широкой аудитории музыку, которой раньше не было на федеральных каналах. До сих пор проект входит в десятку самых популярных развлекательных шоу российского телевидения по версии TNS.
Но главной проблемой проекта становится репертуар. Самые популярные русскоязычные песни были написаны в советский период – из сезона в сезон их приходится повторять, говорит Андрей Сычёв:
– Наставники ориентируются на массового зрителя. А на слуху у широкой аудитории отнюдь не авангардный, не современный репертуар. Так повелось с Градского (прим. ред. певец и композитор Александр Градский был наставником). Однако "Голос" по-прежнему остаётся законодателем качества: нас знают все. И это вдохновляет.