КАЗАНЬ, 15 дек — РИА Новости, Ирина Дурницына. Две туристические жемчужины Татарстана – остров-град Свияжск и Древний Болгар – около месяца назад обзавелись официальными туристическими брендами, работа над которыми длилась в течение года. О том, как она проходила, для чего ключевым туристическим территориям республики нужны официальные бренды, и как это отразится на турпотоке в Татарстан, рассказал председатель Госкомитета Татарстана по туризму Сергей Иванов.
- Сергей Евгеньевич, с какой целью была начата разработка официальных брендов Свияжска и Болгара?
Мы начали работу с проведения исследований и разработки концепции, при этом активно сотрудничали с республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры, институтами истории, археологии, Академией наук Татарстана.
Разработчиком концепции выступил Центр развития туризма Татарстана вместе с брендинговой компанией "Сити брендинг". Работа была проведена очень тщательно, очень глубоко.
В рамках исследования мы проводили и фокус-группы, и опросы туристов – измеряли их ожидания до посещения этих объектов и после посещения, исследовали конкурентов, которые есть у этих туристических центров, проводили адресные интервью с представителями турбизнеса. Все это мы делали для того, чтобы четко определить, как правильно позиционировать наши туристические объекты Болгар и Свияжск.
Следующим этапом нашей работы стала разработка визуального стиля. Здесь работа проводилась в виде конкурса. Было подготовлено техническое задание на основе концепции, которое мы разослали дизайнерским компаниям. В конкурсе приняли участие четыре компании, при этом члены жюри не знали, какой именно компанией разработана та или иная концепция. По результатам конкурса практически единогласно победителем была признана компания "Лориен". Именно ей удалось наиболее четко визуализировать ключевую идею концепции этих брендов.
- Что показало исследование?
— Мы, например, выявили, что Болгар напрямую не получается сравнить ни с одним туристическим объектом России. Это затруднение испытывали практически все – и сотрудники музея, и туристы, и разработчики бренда. Болгар – абсолютно особенный город в России, поэтому определить позиционирование этого объекта было очень важным этапом работы. Главное уникальное преимущество Болгара для туристов из России – неожиданность такого объекта в центре Поволжья. Многие туристы говорили, что приехали сюда, не совсем понимая, куда едут, и уезжают со схожими ощущениями. И вторая ключевая эмоция – что здесь совсем другой мир. Они не могли найти аналог Болгара по своему предыдущему опыту путешествий по России и в то же время очень активно сравнивали этот объект с теми, которые видели за рубежом – в Египте, Греции, Арабских Эмиратах, Турции.
Также мы зафиксировали, что Свияжск при посещении значительно превосходит ожидания туристов, в том числе и в холодное время года. Мы пришли к выводу, что остров – это главная отличительная черта Свияжска, как туристического объекта. Островной вид объекта – это главное впечатление туристов, многие также восхищались особой тишиной острова-града. От обычного исторического музея под открытым небом Свияжск отличает наличие жителей и реальной жизни, поэтому дополнительной темой в работе над концепцией стала именно живая история. Свияжск также часто сравнивают с легендарным сказочным островом Буян, и такого преимущества нет ни у одного города России.
Таким образом, по итогам анализа различных мнений победили следующие две концепции: "Великий Болгар. Древняя цивилизация на Волге" и "Остров-град Свияжск. Посмотри, как живет история".
Графический знак (логотип) Великого Болгара представляет собой стилизованную надпись, заключенную в форму треугольного щита. Треугольник – это также контуры Великого Болгара на карте. Источником вдохновения для визуального стиля стали татарские национальные украшения – чулпы (накосники), найденные при археологических раскопках. В графическом стиле туристического бренда Великого Болгара логотип и вспомогательные элементы "подвешиваются" друг к другу, образуя каскады.
Графический знак острова-града Свияжск состоит из двух частей – знака круглой формы и текстового блока. В основу логотипа положен образ рыбы с гордом на спине. Фирменный стиль Свияжска основан на мотивах, традиционных для региона, и узорах, созданных на основе этих образов. Для визуального стиля также был разработан ряд символов с изображением основных объектов острова.
- Во сколько обошлось создание брендов?
— Общая стоимость работ по каждому бренду составила 450 тысяч рублей, суммы были одинаковые.
- Как вы планируете продвигать данные бренды, и на какой рынок, прежде всего, ориентированы?
— Татарстан в лице госкомитета ведет очень активную политику по продвижению туристических услуг республики в России и за рубежом. Мы и в целом продвигаем Татарстан, как регион, и отдельные объекты – Болгар, Свияжск, Казань, Елабугу, Чистополь и другие. Естественно все это будет использоваться в рекламных компаниях. Если раньше мы просто писали в тексте "Остров-град Свияжск", "Великий Болгар", сейчас все это приобретает уже конкретные образ, изображение, поддерживающий имидж. Для зарубежных рынков будет использоваться английское написание брендов.
И остров-град Свияжск, и Великий Болгар – это объекты абсолютно мирового уровня. Они могут служить для многих туристов самостоятельными точками посещения на территории Татарстана.
Мы ориентируемся, во-первых, на Россию и страны СНГ, во-вторых, на страны Старого Света – Западную и Восточную Европу, безусловно, страны Ближнего Востока, исламский мир, где у Болгара есть очень серьезный потенциал. Примерно так: Восточная, Западная Европа, Россия и Ближневосточные страны – это Болгар, Свияжск – это Россия, СНГ, Западная, Восточная Европа, в принципе он будет интересен и другим странам.
- Сколько туристов посетят Болгар и Свияжск в этом году, и каковы их ближайшие перспективы по турпотоку?
— Остров-град Свияжск в этом году перешагнет за 300 тысяч туристов, Великий Болгар подойдет к 400 тысячам. Когда начинали работу по возрождению Свияжска, в 2010 году, его посетили 7 тысяч туристов, 2015 год мы закончили с цифрой 241 тысяча. В Болгаре в 2010 году мы начинали с цифры 50 тысяч туристов, прошлый год закончили с цифрой 251 тысяча туристов. Потенциал большой.
Объективно в последние 2-3 года прирост турпотока и в Болгаре, и в Свияжске составляет от 40% до 60%. Соответственно, если пойдет такими же темпами, то Свияжск в следующем году подойдет к цифре 400 тысяч туристов, а Болгар – 450-500 тысяч туристов. К тому же, и в Болгаре, и в Свияжске благодаря поддержке президента Татарстана на паритетных началах с федеральным бюджетом провели дноуглубительные работы, поэтому со следующего лета мы сможем принимать здесь многопалубные теплоходы, чего не могли делать раньше. Думаю, это также будет способствовать росту посещаемости Болгара и Свияжска.
- А каков сегодня портрет туриста, посещающего Болгар и Свияжск?
— На сегодняшний день 85% — это россияне. По количеству приезжающих иностранных туристов в этом году Китай уже занял объективно первое место, в пятерке лидеров Франция, Великобритания, Италия и Германия.
- Планируете ли вы брендировать другие туристические объекты Татарстана? Если да, то будут ли разрабатываться бренды в том же стиле?
— Да, такие планы есть. Правда, пока не готов назвать конкретные объекты и сроки. Стилистика не обязательно должна быть такой же. Поиск туристического бренда – это процесс, в котором заранее не ясно, что получится в итоге. Вполне возможно, что в других туристических центрах мы получим какие-то другие результаты исследований. Но при разработке, при определении технического задания на графические образы мы естественно будем учитывать уже имеющиеся образы, чтобы они ни в коем случае не диссонировали с уже созданными туристическими брендами – Vizit Tatarstan, "Великий Болгар", "Остров-град Свияжск".
- И все же, какие объекты первые на очереди?
— Безусловно, это Елабуга, Чистополь, Тетюши.