Грядущий 2017 год обещает быть крайне интересным в международной политике: в США и Франции сменятся лидеры, в Германии пройдут выборы канцлера. О том, стоит ли ожидать изменений политики НАТО и отмены санкций ЕС против России после вступления новых американских и европейских лидеров в свои полномочия, о "паранойе" в ряде стран из-за якобы вмешательства России в ход голосования за рубежом, а также о том, с кем Москве проще договариваться — с Турцией или с США, в интервью специальному корреспонденту РИА Новости Марии Киселевой рассказал директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ Андрей Келин.
— Избранный президент США Дональд Трамп неоднократно критиковал партнеров по НАТО за недостаточное финансирование организации и заявлял, что США больше не могут финансировать альянс на текущем уровне. Ожидают ли в России какого-то сдвига в политике НАТО после вступления Трампа в полномочия?
Мы хорошо помним добрые заверения многих американских начальников, которые давались нам раньше, что действия НАТО не будут направлены против России. Все это осталось лишь на уровне заверений. Расширение альянса состоялось, и оно было явно направлено против нас.
— Может, теперь, после инаугурации Трампа, это расширение будет остановлено?
— В Киеве ранее заявили, что обсуждают с НАТО идею о совместном патрулировании в Черном море. В Москве уже заявили, что подобные планы являются провокационными. Подготовит ли Россия ответ на случай осуществления этой идеи?
— Ранее в НАТО никогда не стоял вопрос о том, что в Черном море будет присутствовать натовская группировка. Напротив, страны НАТО, включая прежде всего Турцию и Румынию, продолжали участвовать в таких операциях, как "Блэксифор" и "Черноморская гармония" — это совместная деятельность флотов в Черном море, при участии в том числе России. Я слышал, что и сейчас в Анкаре поддерживают восстановление совместной работы по черноморской тематике. Это включает и "Черноморскую гармонию". Вот на этом имело бы смысл сосредоточиться, а не на конфронтационных мерах.
— Но ответ в любом случае будет с нашей стороны?
— Конечно, придется отвечать, если такое постоянное соединение с участием внерегиональных стран НАТО появится в Черном море.
— Вы упомянули Турцию. Она является членом НАТО, но, несмотря на это, мы активно взаимодействуем с ней по Сирии. Нет ли здесь противоречия? Натянутые отношения с альянсом не помешают конструктивному взаимодействию с Анкарой по Сирии и по другим международным вопросам?
— То есть противоречия здесь нет?
— Я не вижу здесь противоречия. Некоторые страны, которые помельче, пытаются заслужить похвалу Вашингтона и Брюсселя тем, что проводят антироссийскую линию. Турция к их числу не относится.
— А успех в Алеппо позволит нам еще больше расширить сотрудничество с Анкарой по Сирии?
— Вокруг Алеппо шел сложный клубок переговоров, в том числе это было видно во время визита нашего министра в Гамбург на СМИД ОБСЕ. Насколько я понимаю, нам с турецкой стороной по некоторым аспектам гораздо проще договариваться, чем с теми же американцами.
— В странах НАТО озабочены размещением комплексов "Искандер" в Калининградской области. Имеет ли эта обеспокоенность хоть какие-то основания?
— Когда ожидается проведение очередного заседания Совета Россия-НАТО?
— Я думаю, что до конца года заседание будет проведено. Это рабочий орган, и никакой драматизации здесь быть не должно — будет заседание, не будет заседания. Об этом надо говорить совершенно спокойно. У нас с НАТО заключен Основополагающий акт и Римская декларация, они остаются в силе. Никто эти ключевые документы не разрушал, и созданные механизмы взаимодействия должны действовать так, как это было задумано раньше, просто сейчас необходимо их заново вывести на орбиту.
— Трамп номинировал главу нефтяной компании Рекса Тиллерсона на пост госсекретаря США. Известно, что он, как, пожалуй, всякий представитель бизнеса, является противником антироссийских санкций. С учетом влияния США на Евросоюз ожидаем ли мы смягчения санкционной политики ЕС после вступления Трампа в свои полномочия?
Естественно, мы в августе 2014 года в ответ на санкции приняли контрмеры. Эти контрмеры будут действовать до 31 декабря 2017 года — достаточно долго. Мы знаем, что страны Евросоюза несут большой убыток. В 2015 году он составил, по их собственным подсчетам, порядка 29 миллиардов евро. Наша экономика практически адаптировалась к режиму ограничительных мер. Снижается финансовая, технологическая зависимость от стран Евросоюза.
Каких-либо критериев, каких-либо форм отмены санкций мы не обсуждаем ни в одном формате, и не будем этого делать. Что будет на будущий год с приходом Трампа, сейчас сказать сложно.
— Опять же Франция, одна из важнейших стран ЕС, в следующем году выбирает нового президента. Ожидаем ли мы улучшения отношений с Евросоюзом, может быть, даже подвижек по вопросу снятия санкций после смены лидера?
— Я думаю, что поскольку отношения с Евросоюзом сейчас доведены до нулевой точки, то хуже уже просто быть не может. Скорее, можно только думать о какой-то форме движения вперед, но какова она будет на будущий год — это будет самое интересное. Нас ожидает очень интересный год в международной политике.
— Глава МИД ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер в очередной раз заявил, что считает целесообразным постепенное снятие санкций с РФ только после поэтапной реализации минских договоренностей по Украине. Как мы интерпретируем подобные идеи? Они нереальны? Или эти заявления — часть предвыборной гонки в Германии?
— Те или иные западные представители постоянно обращаются к этой теме. Но нас это, собственно, мало интересует. Нас интересует конечный результат — те решения, которые будут приняты в Евросоюзе по итогам их собственных дискуссий.
— В США вновь обвиняют Россию во вмешательстве в президентские выборы, теперь и в ФРГ опасаются, что Россия попытается оказать влияние на ход выборов в бундестаг в 2017 году. Это паранойя?
— Я, сидя в центре Москвы, будучи директором одного из крупнейших политических департаментов МИДа, не представляю, как мы могли бы вмешиваться в избирательные кампании, тем более в США и такой крупной стране, как Германия. Это и паранойя, без сомнения, и это попытка сыграть на настроении избирателей в свою пользу. Попытка достаточно нелепая, напоминает времена, давно пройденные, — времена маккартизма. Казалось бы, это все должно быть далеко позади, однако время от времени все возвращается на круги своя. Ничего нового здесь нет.
— Еще в марте этого года премьер-министры Чехии, Эстонии, Венгрии, Латвии, Польши, Словакии, Румынии и президент Литвы подписали письмо председателю ЕК, выступая против реализации "Северного потока-2". По их мнению, проект несет в себе риски геополитической дестабилизации. На прошлой неделе посол Польши в России нам в интервью сказал, что имеющиеся трубопроводные мощности не используются, и зачем в таком случае стоить новый трубопровод, и аргументации у России, мол, нет. Так ли это на самом деле?
Известно, что юридических оснований для дезавуирования проекта в Еврокомиссии нет, но какая-то борьба там продолжается. Мы за этим просто наблюдаем. Нам сейчас ближе "Турецкий поток". На этот счет есть конкретные наработки. Когда в Москве с визитом был еврокомиссар Шефчович, разговор вокруг этой темы продолжался. Но еще раз скажу, что политизация этой темы достаточно нелепа. Россия всегда была надежнейшим поставщиком и нефти, и газа в Евросоюз, и ничто не говорит об обратном.
— То есть "Северный поток-2" остается для нас приоритетным проектом?
— Конечно.