Уполномоченный по правам человека в Москве Татьяна Потяева рассказала в интервью РИА Новости, с какими трудностями пришлось столкнуться аппарату уполномоченного из-за сноса самостроя в столице, как разрешалась ситуация с многодетными матерями, объявившими голодовку, и какие проблемы возникают у переехавших в Москву жителей Донбасса. Также омбудсмен поделилась своим мнением о том, насколько необходимой считает меру делать в паспорте отметку о голосовании на выборах.
— Татьяна Александровна, завершается 2016 год, время подводить итоги. Как бы вы охарактеризовали этот год, чем он запомнился уполномоченному по правам человека?
— Вы знаете, 2016 год для аппарата уполномоченного был очень насыщен важными событиями в рамках защиты прав человека в Москве. В первую очередь я хотела бы сказать, что в целом ситуация в городе достаточно спокойная, и у нас в аппарате есть определенная удовлетворенность проделанной работой.
Первоначально была очень напряженная ситуация в городе в связи со сносом самостроя, в результате чего часть москвичей потеряла работу. Особенно бурную реакцию вызвала первая волна сноса. В связи с этим в аппарат уполномоченного стало поступать очень много обращений. Юристы аппарата отрабатывали каждую жалобу, разъясняли положения закона, а также возможности дальнейшего продолжения бизнеса предпринимателей. Люди возмущались не столько самим фактом сноса, а сложившейся вокруг этого ситуацией. Многие возникающие вопросы не были в достаточной степени отработаны. Позже появились публикации в СМИ с комментариями первых лиц профильных департаментов, с различными разъяснениями по этой теме. И уже вторая волна сноса самостроя прошла относительно спокойно. В большинстве люди, чьи помещения были предусмотрены под снос, самостоятельно разбирали свои киоски и владения и работали совместно с органами власти на местах. И к концу года ситуация в Москве полностью стабилизировалась.
— Я знаю, что вы непосредственно занимались ситуациями, возникшими вокруг столичных парков, которые оказались на грани вырубки из-за строительных работ. Расскажите, какие подвижки произошли в этом вопросе?
— Да, вторая достаточно напряженная история 2016 года — это история с реализацией градостроительной политики, которая, естественно, связана с экологией города. Это касается парковых зон и улиц города, через которые могут пройти транспортные магистрали. Это Кусково, Дубки, Торфянка, Раменки. Мы работали с инициативными группами жителей, которые к нам обратились. Все эти вопросы активно обсуждались и в Общественной палате РФ, и на встречах в Совете при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
Мы поняли, что с гражданами недостаточно работают непосредственно на территории: люди не владеют определенными ситуациями, они не знают, что будет после того, как реконструируется эта территория. Поэтому было принято решение о том, чтобы муниципальные депутаты и власть на местах подключились к разъяснительной работе, встречам с группами для обсуждения.
И ситуация постепенно нормализовалась. Например, по Раменкам по итогам наших слушаний было принято решение о сужении той дороги, которая должна была пройти вблизи образовательных учреждений.
На сегодняшний день пока открытым остается вопрос о парке в Кусково. Это территория, через которую должна пройти Северо-Восточная хорда. Конечно, полностью остановить строительные работы, которые проходят в соответствии с градостроительным планом, нельзя, но максимально сохранить насаждения, экосистему территории — это наша общая задача, и мы будем продолжать над этим работать.
— Татьяна Александровна, к вам за помощью обращались многодетные матери, которые объявили голодовку из-за социального жилья. Что удалось сделать для них?
— Это еще одна ситуация, которую нужно обозначить по итогам года. Совместно с департаментом имущества города мы организовали прием всех женщин, которые вышли на голодовку. Мы проработали каждый отдельный вопрос, и должна сказать, что половине из тех женщин мы так или иначе помогли разрешить их ситуацию. Другим женщинам, которые встали в очередь на получение жилья в 2013-14 годах, пока нет возможности помочь. Им придется еще подождать, потому что это нанесет ущерб тем людям, которые находятся в очереди раньше них. Но тем не менее разъяснительную работу мы провели.
Считаю очень важным, что департамент имущества значительно увеличил сумму субсидий на приобретение жилья: если в прошлом году она составляла три миллиарда рублей, то в этом году она увеличена до шести, и в следующем году, несмотря на кризисную ситуацию в нашей стране, она также составит чуть более шести миллиардов рублей. Это тоже уже определенные подвижки по проблеме.
Поэтому, думаю, что в дальнейшем мы с департаментом имущества и с женщинами-очередниками продолжим эту работу.
— Совсем недавно городские власти заявили об очередном расширении зоны платного паркинга, и москвичей-автомобилистов это совсем не радует. Скажите, а не нарушает ли это права горожан?
— Да, обращений по этим вопросам к нам поступает много, но я должна сказать, что обращения бывают полярными. Например, к нам обратились жители "Москва-Сити". Они требуют введения платных парковок: говорят, из-за того, что на соседних улицах везде платные парковки, все, кому нужно поставить свои автомобили, теперь стекаются к ним из-за того, что там парковки бесплатные.
С другой стороны, парковки расширяются вплоть до МКАД. И люди не понимают, зачем это делается. Думаю, введение платных парковок должно первоначально серьезно прорабатываться и обсуждаться с жителями, с муниципальными депутатами и только потом можно принимать решение.
По поводу улиц, приближенных к МКАД, где ввели платные парковки, власти города говорят, что там большие трудности с транспортной системой. Я думаю, что мы обязательно возьмем на контроль эти улицы, проедем и проверим, действительно ли эти улицы имеют те транспортные проблемы, о которых нас информируют, и правильно ли то, что они стали платными.
Вместе с тем многие люди сейчас не могут попасть в те магазины, в которых они привыкли покупать продукты, потому что припарковаться негде. Среди них часто пожилые люди, а нести тяжелые пакеты не всегда возможно.
То же самое и вблизи детских больниц. Хорошо известна история, когда папа на руках нес своего тяжелобольного ребенка до больницы, за это время его машину эвакуировали, но ему было все равно, где поставить машину: ребенок в тяжелом состоянии, его нужно доставить срочно к врачу. Поэтому социальные аспекты должны обязательно учитываться при проведении такой работы в городе.
— Из-за боевых действий на Украине многие жители из Донбасса едут в Россию, в том числе и в столицу. Здесь они также сталкиваются с проблемами. Приходилось ли вам работать с ними?
— Да, приходилось. Но проблема обращений всегда только одна — устройство детей в образовательные учреждения. Хочу сказать, что в 2016 году мы, в принципе, разрешили эту ситуацию, в прошлом году она была куда тяжелее. На сегодняшний день есть распоряжение департамента образования Москвы о том, что дети, которые находятся с временной регистрацией в Москве, принимаются в образовательные учреждения на свободные места.
Не разрешается пока вопрос с детскими садами, потому что и у москвичей есть трудности в устройстве детей в садики.
— Вы наверняка слышали, что на днях одна из московских школьниц избила свою одноклассницу, а другие девочки в это время снимали драку на видео.
— История, о которой вы говорите, это жестокость подростков. Первое, надо посмотреть, что это за семьи, в которых воспитали таких девочек. Ведь все начинается с семьи. Школа, конечно, несет определенную ответственность, но семья — главное.
Второе, эта история — уже конечный итог какого-то конфликта, который был между этими девчонками. Но как высококвалифицированные педагоги и психолог этого учреждения не увидели такой зарождающийся конфликт, который привел к подобным тяжелым последствиям? Я очень сочувствую той девочке, которая получила серьезные травмы.
Аппарат уполномоченного возьмет на контроль изучение всей ситуации в образовательном учреждении. Думаю, что управляющий совет, куда входят в первую очередь родители, должен глубоко изучить ситуацию в классе и в школе, чтобы наладить добрую, теплую, хорошую атмосферу, которая должна быть в каждом образовательном учреждении.
— Напоследок хотелось бы спросить вот о чем. Недавно федеральный уполномоченный Татьяна Москалькова предложила ввести в паспорте отметку о голосовании на выборах. Как вы считаете, это действительно необходимо? И насколько это правомерно?
— На этот вопрос нам ответят законодатели. Считаю, что прийти на избирательный участок и проголосовать — это все-таки гражданская позиция каждого человека. Я понимаю, почему созрело такое решение. Есть ведь нарушения: не знаю, какими путями, но один человек может на нескольких участках проголосовать. А так у него будет отметка в паспорте. Но я не уверена, что это правильная мера, думаю, что законодатели дадут ответ на этот вопрос.