МОСКВА, 14 дек — РИА Новости/Прайм. Российский рынок ритейла под конец года ознаменовался крупнейшей сделкой, пожалуй, за несколько последних лет: группа "Сафмар" в течение менее чем семи дней объявила о покупке двух ведущих торговых сетей бытовой техники и электроники — компаний "М.Видео" и "Эльдорадо". Это позволит группе, управляющей активами семьи Гуцериевых-Шишхановых, получить порядка 25% этого рынка, а в целом среди российских ритейлеров выйти на пятое место по выручке.
В тот же день источник, знакомый с планами "Сафмара", рассказал РИА Новости, что группа рассматривает вариант объединения "Эльдорадо" и "Техносилы". Последняя досталась группе год назад после покупки МДМ Банка. Собеседник агентства тогда отметил, что "Сафмар" также смотрит и на другие активы в этом секторе.
Вторая попытка слияния
И очередная сделка не заставила себя долго ждать. В среду акционеры основного конкурента "Эльдорадо", крупнейшего российского ритейлера бытовой техники "М.Видео", объявили о продаже инвесткомпании, владеющей 57,7% акций торговой сети, группе "Сафмар".
Пакет был приобретен за 726 миллионов долларов — по 7 долларов за акцию ритейлера. Кроме того, группа Гуцериевых-Шишхановых обязалась выставить добровольное предложение миноритарным акционерам "М.Видео" о приобретении у них акций компании по такой же цене. Таким образом, покупка ритейлера обойдется "Сафмару" в 1,258 миллиарда долларов.
Три года назад, когда сама "М.Видео" хотела приобрести "Эльдорадо", служба наложила ограничения на сделку: ФАС потребовала закрытия части магазинов "Эльдорадо" в ряде регионов страны. После этого сделка сорвалась: стороны не сошлись в цене. Сейчас же глава "М.Видео" Александр Тынкован ожидает, что продажа акций будет завершена через три-четыре месяца – во втором квартале будущего года.
Что получает "Сафмар"
Если предположить, что антимонопольная служба согласует сделку и не потребует закрытия магазинов, группа "Сафмар" получает фактически мегаритейлера бытовой техники.
Выручка "М.Видео" по итогам 2015 года (с НДС) составила 190,795 миллиарда рублей, "Эльдорадо" — 117,49 миллиарда рублей. "Техносила" свою выручку за прошлый год не раскрывала, однако гендиректор компании Илья Тимченко говорил, что она составила 19 миллиардов рублей. Таким образом, совокупная выручка (с учетом НДС) всех трех компаний за прошлый год составила 327,3 миллиарда рублей.
При этом у ближайшего последователя "М.Видео", компании DNS, магазинов все же больше – по данным ритейлера, 1,2 тысячи. Выручка у DNS, однако, ощутимо ниже – 135 миллиардов рублей по данным агентства InfoLine.
Борьба за пятое место
По оценке "ВТБ Капитала", совокупная выручка "М.Видео" и "Эльдорадо" в 2016 году составит по меньшей мере 300 миллиардов рублей. По мнению гендиректора аналитического агентства InfoLine Ивана Федякова, условно-объединенный ритейлер бытовой техники по итогам 2016 года может побороться за пятое или шестое место среди всех торговых сетей России.
"Магнит", Х5 — лидеры, у них обороты в этом году по триллиону рублей. Далее "Ашан" — у них более 400 миллиардов рублей. А дальше идет плотная группа: "Дикси", "Лента", Metro Cash & Carry с оборотом от 250 до 300 миллиардов рублей. С ними объединенная компания может уже побороться", — рассуждает Федяков.
Сыграем в "монополию"?
Возникает резонный вопрос: не приведет ли консолидация трех крупных ритейлеров в группе "Сафмар" к ограничению конкуренции на рынке и появлению монополии?
"Совокупная рыночная доля трех компаний по итогам третьего квартала 2016 года составляла как минимум 24% (15% — "М.Видео" и 9% — "Эльдорадо" на основе данных Gfk, информации по "Техносиле" нет, но мы не думаем, что она была существенной)", — пишут аналитики "ВТБ Капитала" в своем обзоре.
"Монополии не будет. По крайней мере, в обозримом будущем точно не будет. Закон о торговле предусматривает максимальную долю одного игрока рынка в 25%, причем не по стране в целом, а внутри региона", — уверен Федяков из InfoLine. Однако президент Российской ассоциации экспертов рынка ритейла (РАЭРР) Андрей Карпов допускает, что в отдельных регионах превышение допустимой доли все же произойдет.
"Основным конкурентом у них остается DNS, из числа крупных, но слабо представленных в Москве. Я думаю, что в Москве можно говорить о некой монополии, но в регионах далеко не так", — сказал РИА Новости Карпов.
"В ближайшие полтора годы это никак не скажется на рынке, а потом, я уверен, будет значительное снижение закупочной цены у этого конгломерата. Потом закупочные силы будут оказывать большее давление на поставщиков. Для рынка это благо", — считает в свою очередь глава Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Алексей Федоров.