Рейтинг@Mail.ru
Золото скифов, или Музейная тяжба тысячелетия - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Золото скифов, или Музейная тяжба тысячелетия

© AP Photo / Peter DejongЭкспонат выставки "Крым: золото и секреты Черного моря" в Амстердаме
Экспонат выставки Крым: золото и секреты Черного моря в Амстердаме
Читать ria.ru в
Дзен
Анна Михайлова напоминает историю скандальной музейной тяжбы за золото скифов — коллекции, вывезенной на выставку в Нидерланды из крымских музеев и пока не вернувшейся на родину.

Анна Михайлова, для РИА Новости

Окружной суд Амстердама принял окончательное решение о судьбе уникальной коллекции скифского золота, которая была вывезена на выставку из крымских музеев незадолго до воссоединения полуострова с Россией, — ее отдадут Киеву. Крымская и украинская стороны не могли поделить экспонаты два года. Дошло до того, что Киев и вовсе предложил оставить артефакты Нидерландам, лишь бы они не уехали обратно в Тавриду.

Металл раздора

Золотая пряжка скифов. Архивное фото
Директор музея: Нидерланды заработали на скандале вокруг "скифского золота"
В споре были задействованы три страны: Россия, Украина и Нидерланды. Изначально проблема носила скорее бюрократический, чем политический характер. Когда экспонаты отправились в Амстердам на выставку "Крым: золото и секреты Черного моря" в начале февраля 2014 года, полуостров еще входил в состав Украины.

А по контракту, который подписали все четыре крымских музея, предоставивших две тысячи артефактов для экспозиции, эти предметы считаются национальным достоянием государства.

Такая формулировка и дала Киеву формальные основания претендовать на скифское золото Крыма после того, как полуостров воссоединился с Россией.

Однако в том же договоре указано, что коллекции должны быть возвращены тем музеям, которые их передавали, и в чьих культурных фондах они находились. Следовательно, никакие другие субъекты права на них претендовать не могут.

Руководство музея Алларда Пирсона, организовавшее выставку, оказалось не готово самостоятельно принять решение, кому возвращать экспонаты, и не придумало ничего лучше, как "арестовать" всю коллекцию.

Сначала проблему пытались решить в досудебном порядке, но многомесячный обмен письмами на уровне музейщиков и министерств культуры ничего не дал. Крымские музеи подали коллективный иск, но разбирательство бесконечно затягивалось.

Экспонат выставки Крым: золото и секреты Черного моря в Амстердаме. Архивное фото
Умрихина: решение суда Амстердама о "скифском золоте" будет окончательным
Вскоре к делу подключился Киев, и оно стало обрастать всё новыми нюансами отнюдь не культурологического характера. Напряжение в отношениях между Россией и ЕС из-за событий на юго-востоке Украины и крушения над Донбассом малайзийского боинга 777, на борту которого находилось почти 200 граждан Нидерландов, по сути, сделали из юридической коллизии политический процесс.

Мнение по поводу того, куда должны вернуться крымские экспонаты, стали высказывать не специалисты, а европейские политики. Киев сначала требовал признать коллекцию собственностью Украины, что незамедлительно сделал МИД Нидерландов, строго говоря, не имеющий на это полномочий. Затем постановлением Печерского суда, также не компетентного принимать подобные решения, Киев наложил виртуальный арест на музейные ценности.

А 3 декабря Украина и вовсе потребовала Интерпол объявить экспонаты в международный розыск по запросу непонятно откуда взявшейся на Украине "прокуратуры Автономной Республики Крым". Последнее совсем уж странно, учитывая, что все прекрасно знают, где эти два года находится коллекция.

"Да, скифы мы…", а кто это?

Золотые сокровища скифов. Архивное фото
Эксперт: голландский суд отсрочит исполнение вердикта о "золоте скифов"
Скифы — древний народ, населявший степи между Дунаем и Доном с 8-го века до н.э. до второй половины 3 века н.э. До того, как скифское царство было разрушено готами, его столица находилась в Крыму. Этим и объясняется богатство полуострова экспонатами той эпохи. Большая часть артефактов была обнаружена в гробницах — насыпных курганах.

Согласно религиозным верованиям скифов, золото олицетворяло вечную жизнь, поэтому саван и одежду умершего покрывали причудливыми изделиями из драгоценного металла. Эти предметы изготавливали вручную по особой методике, которую мастера передавали из поколения в поколение. Чаще всего на изделиях изображались животные — как реальные, так и фантастические.

Однако ценность этих экспонатов не в том, из чего они изготовлены, а в их редкости. Большинство могильников были разграблены либо самими скифами, либо их потомками, поэтому каждый дошедший до наших дней артефакт — на вес золота.

Экспонат выставки Крым: золото и секреты Черного моря в Амстердаме
Золото скифов в облаке мифов
Например, самым значимым экспонатом, застрявшей в Амстердаме коллекции керченского историко-культурного заповедника, является двустороннее скульптурное изображение "Змееногой богини". Этот памятник работы боспорского мастера выполнен из керченского известняка, но за свою уникальность ценится больше, чем увесистые золотые бляшки.

Вполне естественно, что киевские музеи стремятся пополнить свои коллекции подобными крымскими редкостями. Не менее очевидно и желание Амстердама задержать у себя нашумевшую коллекцию как можно дольше.

© AP Photo / Peter DejongЭкспонат выставки "Крым: золото и секреты Черного моря"
Экспонат выставки Крым: золото и секреты Черного моря

А судьи кто?

Экспонат выставки Крым: золото и секреты Черного моря
Директор Херсонеса: золото скифов может остаться в Нидерландах
Первое и единственное слушание по делу о скифском золоте в Окружном суде Амстердама состоялось лишь в октябре этого года, вердикт вынесли спустя всего шесть недель. Особенность нидерландской судебной системы в том, что решение это окончательное.

Ранее отмечалось, что если вердикт будет не в пользу крымской стороны, потери для музеев полуострова будут колоссальны, но что еще опаснее, это создаст небывалый прецедент в довольно консервативном музейном сообществе. Хранители будут опасаться отправлять экспозицию на выставки в другое государство.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала