МОСКВА, 10 дек — РИА Новости, Вероника Буклей. Десять лет назад, когда сельское хозяйство России переживало не лучшие времена, братья Чебурашкины занялись молочным производством. Потребление молока в России было низким, и они увидели в этом возможность для развития нового для себя бизнеса.
Молоко из автомата
"Мы начинали десять лет назад с восстановления фермерских хозяйств. Тогда понимание процесса и рынка было несколько другим, чем сейчас. Мы понимали, что сельское хозяйство в России находится в плачевном состоянии, оно должно развиваться, необходима продовольственная безопасность", — рассказал журналистам один из братьев, Владислав Чебурашкин, во время пресс-тура в рамках III Международного агропромышленного молочного форума.
Тогда Чебурашкины надеялись, что на большом рынке Москвы и Московской области молока не хватает, они начнут производить сырое молоко и создадут крепкий бизнес.
"Но в 2010 году цена на сырое молоко упала наполовину, и мы поняли, что эта модель не работает. Тогда начали продавать молоко через молочные автоматы. Это отдельный проект. Мы поняли, что он позволяет нам работать с конечным покупателем", — рассказывает Чебурашкин.
Потом братья решили заняться переработкой. Так они могли, во-первых, зафиксировать цену — цены на готовые продукты не так подвержены колебаниям, как сырое молоко. Во вторых, это позволило предпринимателям доставлять продукты непосредственно покупателям и контролировать качество.
"Свое сырье дает нам огромное преимущество. В этом нет ничего уникального, и это легче: у нас есть контроль над качеством по всей цепочке", — говорит Владислав.
К кефирному грибу — через три тамбура
Чтобы войти зону с продуктами, надо надеть халат, шапочки и бахилы. Но, например, в творожный цех нам разрешили заглянуть лишь на несколько секунд — в помещении постоянно проводится влажная уборка, в нем особенный режим. Воздух из коридора не должен поступать в творожный цех. "Творог производить очень тяжело, мы ставили специальные фильтры, стараемся надолго дверь не открывать", — поясняет Чебурашкин.
В аппаратном цеху стоят огромные чаны, в которых производится йогурт, сливки, проходит пастеризация молока. "Прежде чем отправить в продажу, молоко нужно обработать, чтобы оно было безопасным и хранилось дольше. Мы делаем легкую пастеризацию, это щадящий режим, который позволяет молоку храниться восемь дней", — рассказал один из братьев.
Пастеризованное молоко по трубам отправляется на розлив в бутылки, или в чаны, где превращается в йогурт и другие продукты.
Вход в комнату, где содержится кефирный гриб, — через три тамбура, в каждом из которых работник должен менять одежду. Входить и выходить сюда сотрудникам приходится до десяти раз в день, то есть переодеваться приходится 30 раз.
Сколько все-таки братьев?
"Фамилия настоящая, — смеется Владислав, — а под "братьями" в названии бренда имеются в виду не только я и два моих брата. Это и мой отец, и его братья, это и наши дети. Суть в преемственности и передаче опыта от поколения к поколению. Это семейная ответственность и семейные ценности".
Сначала Чебурашкины ориентировались только на рынок Москвы и Московской области: "Традиция потребления мегаполисами продуктов, производимых в его окрестностях — это нормально".
У продукции братьев небольшой срок годности и потому за границы области выбираться они не планировали. "Но мы чувствуем спрос из других областей: не так давно начали возить товар в Краснодар, в Питер".
Сейчас поголовье скота на четырех фермах братьев в Дмитровском и Сергиево-Посадском районах — более 4,3 тысячи голов. Предельная мощность завода по переработке сырого молока — до 100 тонн в сутки. Избыток мощности закладывался в завод намеренно. Ежедневно завод перерабатывает 40 тонн сырого молока.
Сейчас часть молока Чебурашкины перерабатывают сами, а часть продают сторонним переработчикам.
Порционный йогурт и свежие сыры
Постепенно они планируют расширять линейку продукции. "Мой опыт работы показывает, что сначала нужно определиться с продуктом, с его вкусом, а потом уже налаживать производство", — говорит Владислав.
"К нам обращались с просьбой расширить линейку безлактозного молока, мы думаем на эту тему. Как и любому производителю, нам нужно понять свою нишу, своего покупателя", — пояснил Чебурашкин.
Братья планируют запустить компактную, порционную упаковку йогурта, расширить линейку свежих мягких сыров.
"Мы можем фактически достроить сырный цех, и сейчас мы пытаемся понять, что хочет наш покупатель, какие вкусы ему интересны, сколько мы можем производить. Мы не планируем делать полноценные сыры с созреванием, на молочном заводе этого делать нельзя — это две разные культуры, их нельзя перекрещивать", — рассказал он.
Потребление молока в России последние годы находится на низком уровне: в 2015 году оно составило, по разным оценкам, от 230 до 244 кг на человека в год, в то время как рекомендованная Минздравсоцразвития годовая норма составляет 320-340 кг на человека. Владислав Чебурашкин считает, что эти цифры показывают: есть потенциал роста. Тем более что сейчас люди уделяют больше внимания качественной, здоровой еде, и это хорошая возможность для качественных производителей и начинающих фермеров.