Отвечает профессор Московской духовной академии и семинарии протоиерей Максим Козлов:
Отношение к курению в церковной традиции на протяжении веков, когда эта привычка утверждалась в европейских странах и в России, претерпело известные изменения.
Еще в XVIII и особенно в XIX столетиях к курению относились просто как к бытовой привычке, которую не следует поощрять, но которая нравственного ущерба человеку не наносит. То есть эта привычка не была предосудительной.
Многое поменялось в XX столетии. C одной стороны, в начале прошлого века курение стало ассоциироваться с агрессивным безбожием — вспомним фотографии матросов с папиросой во рту, которые занимались изъятием церковной собственности. С другой стороны, в последующие десятилетия для десятков миллионов людей курение стало ежедневной зависимостью, связывающей человека в его настроении, в его поведенческих мотивах и т.д. Если в прошлые века это был род досуга, люди курили иногда, то в XX веке у человека, если он не выкурил сигарету с должной регулярностью, портится настроение…
Церковь призывает нас освобождаться от всякого рода зависимостей, в том числе и от связанности табакокурением. Попутно следует указать и на то, что расширение знания о том, какой вред курение наносит физическому здоровью человека, добавило еще один мотив к воздержанию от него, поскольку курение — конечно же — есть род медленного самоубийства.
От этого знания нам никуда не деться, и именно оно определяет христианское отношение к курению.
Поэтому когда человек приходит на исповедь, ему правильно будет сказать, что он на сегодня не свободен от этой зависимости.