Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В среду 7 декабря командующий 6-м флотом ВМС США вице-адмирал Джеймс Фогго заявил, что длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена до четырех месяцев: "Это зависит от того, станут ли вызовы в регионе более или менее срочными.
Подобные суждения адмирал допускал и ранее. То есть представитель Пентагона Джеймс Фогго официально предупреждает Европу о количественном и качественном росте присутствия ВМС США в Черном море, куда американцев никто не приглашал. Негативные последствия вполне предсказуемы.
Большинство европейцев считают, что США не справились с ролью мирового лидера. Согласно конвенции Монтрё, корабли ВМС США могут находиться в акватории Черного моря не более 21 дня.
Вероятно, это не смущают американцев. Пентагон намерен активнее проецировать силу в Европе — вопреки общественному мнению и за пределами международных правовых норм.
Реальность всегда сложнее и жестче, нежели представляют себе вашингтонские и брюссельские стратеги. Будет ли реализовано послание вице-адмирала Джеймса Фогго?
Очертания будущего
6-й (Средиземноморский) флот ВМС США — это шесть оперативных групп, серьезная сила. За исключением штаба, отделов обеспечения и флагманского корабля Mount Whitney, комплектуется кораблями, самолетами и частями морской пехоты, прибывающими в Средиземное море на срок 6 — 8 месяцев.
Основа 6-го флота — оперативное соединение в составе одного-двух авианосцев, двух ракетных крейсеров, шестнадцати фрегатов и эсминцев. Флот располагает подводными лодками, соединениями десантных кораблей с морской пехотой, а также значительным количеством военно-морских баз, пунктов материально-технического обеспечения (Гаэта, Неаполь, Ла-Маддалена, Специя, Таранто, Бриндизи, Аугуста, Рота) и авиабаз в Испании, Франции, Италии, Греции, Турции и других европейских странах НАТО.
Зона ответственности 6-го флота США — Средиземное и Черное моря, прилегающие воды Атлантики, побережье Африки (Гвинейский залив).
Для эффективного управления на этом широком географическом пространстве действиями ВМС и Корпуса морской пехоты имеется штабной корабль Mount Whitney, предельно насыщенный приемно-передающей и разведывательной аппаратурой.
Американские корабли с боевой информационной системой "Иджис" интегрированы в систему ПРО, и способны ослабить ответный ракетный удар со стороны России.
Как правило, вблизи российского Крыма "патрулируют" эсминцы типа "Арли Берк" с крылатыми ракетами "Томагавк" на борту.
Повторюсь: в рамках конвенции Монтрё корабли 6-го флота могут войти в Черное море строго на три недели (кроме авианосцев, которым нельзя зайти даже на один день). Однако американцы не раз нарушали временные рамки, а российская сторона при этом лишь укоряла партнеров по линии МИД, не применяя военную силу в той или иной форме. Союзники по альянсу и другие причерноморские страны просто закрывали глаза.
Возможно, у вице-адмирала Фогго возникла и окрепла иллюзия полной безнаказанности, даже на случай четырехмесячного пребывания в акватории Черного моря группы кораблей 6-го флота США.
Горячий Джеймс
Возможно, Фогго надеется "обойти Монтрё" посредством туманных рассуждений о "праве на свободное морское судоходство".
Черноморский флот России в своей зоне ответственности внимательно наблюдает за кораблями 6-го флота США. И не случайно в одном из интервью вице-адмирал Джеймс Фогго отметил, что американские корабли в Черном море "в девяти случаях из десяти поджидает российский военный корабль…
Это стратегическое послание, меня это всегда впечатляет. Незамедлительно отправить в море корабли не так просто".
Наблюдая реконструкцию южной части "железного занавеса", Москва не стремится к конфронтации с Западом, и все же для обеспечения национальной безопасности принимает ответные меры. Черноморский флот пополняется новыми кораблями и только в рамках одной федеральной программы получит до 2020 года более 86 млрд. рублей. С марта 2014 года российские противокорабельные комплексы "Бастион" с противокорабельными ракетами "Оникс" в Крыму держит под прицелом большую часть Черного моря до турецких берегов и всё побережье Украины. Вот в чем "стратегическое послание" России.
Если в Вашингтоне присутствует понимание серьезности российских намерений на Ближнем Востоке, там должны ясно представлять последствия неограниченного присутствия в черноморском регионе, непосредственно у российских границ кораблей 6-го флота США.
Надеясь на силу и ловкость в зоне между компромиссом и конфронтацией, Пентагон последовательно повышает опасность прямого военного столкновения с Россией.