ЛОНДОН, 8 дек — РИА Новости, Наталья Копылова. Рыночная продажа акций крупнейшей российской нефтяной компании "Роснефть" в рамках приватизации вместо ожидавшегося многими buyback стала неожиданностью для участников рынка и дает надежду на улучшение инвестиционного климата в России, считает главный экономист Norvik Banka в Лондоне Сергей Волобоев.
Участие в сделке нефтетрейдеров, которые теоретически могут в любой удобный момент продать приобретенный актив, несколько смущает. Glencor и QIA, купивших крупные пакеты российской компании, вряд ли можно назвать стратегическими инвесторами в полном смысле этого слова, размышляет собеседник агентства.
"В какой момент они смогут выйти из своих долей, и могут ли они в теории продать свои доли той же компании ВР, в данный момент не ясно", — отметил Волобоев.
Валютный вопрос
К тому же остается открытым вопрос, из каких источников нефтяная компания смогла привлечь 600 миллиардов рублей, размещая свои облигации на российском фондовом рынке.
"В бюджет материнской структуре "Роснефтегазу" необходимо перечислить 721 миллиард рублей. Разница составляет меньше 2 миллиардов долларов. Остается открытым вопрос, откуда пришли эти 600 миллиардов. Даже если часть этих денег лежала на счетах у "дочек" "Роснефти", то их снятие и перемещение через банки РФ неизбежно вызвало бы взлет коротких ставок, чего не наблюдалось. Таким образом, по всей видимости, деньги пришли либо из ЦБ, либо были еще раньше аккумулированы банками-агентами (например, ВТБ)", — предположил собеседник агентства.
Рубль будет расти
Последствием сделки для российского валютного рынка станет укрепление национальной валюты, полагает экономист.
"Похоже, что в результате этой сделки на банковских счетах "Роснефти" образуется большой объем валюты, а рубль при этом в ближайшее время скорее всего начнет расти. Налоговые платежи декабря особенно велики, и уплате они подлежат именно в рублях. Можно предположить, что часть валюты вернется туда же, откуда взялись и рубли на облигации "Роснефти", но часть их точно придется продавать", — сказал он.
"Есть надежда, что прозрачность операций крупнейшей компании России в результате этого улучшится, а это шаг в направлении улучшения инвестиционного климата", — сказал Волобоев.