Ростислав Ищенко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Президент Турции Реджеп Эрдоган во вторник 6 декабря подписал принятый парламентом страны закон о реализации проекта "Турецкий поток". В кратчайший срок, менее полугода, проект газопровода прошёл путь от договорённости между компаниями, которая была закреплена межправительственным соглашением, до высшего государственного уровня международно-правовой легализации.
Так что теперь мы можем быть на 99,9% уверены в том, что если не концу 2019, то в 2020 году Россия, как это и было заявлено руководством "Газпрома" ещё год назад, сможет полностью отказаться от украинского транзита.
Впрочем, это далеко не самый важный результат развивающегося российско-турецкого сотрудничества.
Сирия и курдский вопрос
В свою очередь, Турция резко ограничила помощь "умеренным" боевикам, значительно облегчив России и Сирии заключительную фазу битвы за Алеппо, которая подходит к логическому завершению, а также ликвидацию анклавов боевиков в районе Дамаска.
В результате позиции сирийского президента Башара Асада резко упрочились. На сегодня никто не сомневается, что президент Сирии выйдет победителем в многолетней гражданской войне. Хоть завершится она и не завтра. Более того, в перспективе Дамаск и Анкару, несмотря на сложные личные взаимоотношения двух президентов, должна дополнительно сблизить общая для них курдская проблема.
Так или иначе, но в результате гражданских войн в Сирии и Ираке курдам удалось впервые в своей истории не только установить контроль над практически половиной своих этнических территорий, но и создать эффективные вооружённые силы.
Это создаёт угрозу сепарации северных регионов Сирии и Ирака и создания на них de facto курдского государства, претендующего на населённые курдами территории юго-восточной Турции, где перманентная война курдов за независимость от Анкары идёт уже несколько десятилетий.
До тех пор, пока казалось, что фрагментация Сирии — дело решённое, активное участие Анкары в этом процессе представлялось экономически и политически обоснованным, и даже неизбежным. Турция, при помощи подконтрольных "умеренных" боевиков собиралась взять под контроль как курдские территории на севере Сирии, так и прибрежную полосу, через которую должен был пройти катарский газопровод. В целом это резко увеличило бы её геополитический вес, а также переговорную позицию во взаимоотношениях с ЕС, в том числе и по вопросу членства Турции в Евросоюзе.
Проект создания зоны отчуждения не сработал
Можно потешаться над "неоосманистскими" амбициями Эрдогана, но в 2012-2014 годах они были недалеки от реализации.
Такое развитие событий полностью устраивало США. Если бы Сирия пала, сработал бы заботливо выстраиваемый Вашингтоном "санитарный кордон". Он должен был разорвать торгово-экономические связи России и ЕС, а также блокировать саму возможность евро-азиатского транзита, похоронив и китайский проект Нового Великого шёлкового пути, и российский — Большой Евразии, от Лиссабона, до Куала-Лумпура.
К тому же Европа оказалась бы в полной зависимости от контролируемых США поставок энергоносителей, в то время, как российские поставки оказались бы блокированными и резко ограниченными.
С реализацией проекта "Турецкий поток" ситуация разворачивается диаметрально. Общий политический и экономический (включая транзитный) интерес начинает объединять Россию, Турцию, Иран, Сирию и даже Ирак и Египет. Помимо узкого балтийского окошка, в "санитарном кордоне" появляется огромная южная брешь, заделать которую в обозримой перспективе невозможно.
Приоткрытая Европа
Выход через Турцию на Балканы и в Южную Европу делает Москву вполне самостоятельным игроком на этом поле. Учитывая же рост в данном регионе не просто евроскептических, но уже антигерманских настроений (неприятие "бедным Югом" идеи ЕС как зоны безраздельного германского доминирования), перспективный рост влияния России на европейские дела представляется неизбежным.
Москва уже в ближайшие годы может приобрести статус медиатора и стабилизатора европейских отношений. Причём куда более востребованного, чем Вашингтон, поскольку Россия, в отличие от США, заинтересована во взаимовыгодном партнёрстве с ЕС, а не в экономическом господстве над ним.
В конечном итоге, при минимально адекватной политике как ЕС, так и ближневосточных партнёров России, в выигрыше оказываются все, кроме наиболее русофобских восточноевропейских лимитрофов (Польши, Прибалтики, остатков Украины), а также патронировавшей их глобалистской части американской и европейской элит.