Илья Плеханов, для РИА Новости
Первая доктрина информационной безопасности России была утверждена еще в 2000 году. Прошло 16 лет. Изменилось многое. Открытое военное противостояние между ведущими государствами на данном этапе приведет к гарантированному взаимному физическому уничтожению, к краху всего мироустройства и к глобальному экономическому коллапсу.
Гонка за лидерство, обеспечение безопасности и идеологическое противостояние смещается в технологическую, информационную и психологическую сферу. Термины "гибридная война", "мягкая сила" и "политика постправды" популярны как никогда.
Борьба сегодня идет не столько за прямой военный контроль над территорией, логистическими путями, природными или трудовыми ресурсами, сколько за технологическое преимущество. Оно может стать ключом к неоспоримому глобальному лидерству отдельного государства или коалиции, а также за человеческий капитал — за таланты и умы, которые и обеспечат технологический прорыв.
Помимо этого глобального тренда, и как реакция на идеологическое и технологическое доминирование ведущих держав, возрастает и участие негосударственных субъектов на мировой арене в виде религиозных и террористических групп, которые пока еще имеют доступ к глобальному информационному пространству.
В этом направлении под давлением и угрозами государств уж не первый год идет пока еще неспешная работа над контролем распространения пропаганды различных группировок в интернете. Буквально на днях Facebook, Microsoft, Twitter и YouTube рассказали о своей новой инициативе по борьбе с распространением "террористического контента" в интернете. Если отбросить условности, то сегодня речь идет о создании глобальной системы политической цензуры.
Таким образом, новая доктрина информационной безопасности России становится ответом на обострившуюся геополитическую ситуацию в мире и бурное развитие информационных технологий, от которых сегодня зависит абсолютно все, и которые доступны на бытовом уровне широким слоям населения.
Основные угрозы и способы реагирования на них
По сути, основные угрозы остались те же. Физическая угроза нарушения работы электросетей и интернета, угроза использования информационных технологий для промышленного и военного шпионажа, зависимость от зарубежных информационных технологий и угроза психологического воздействия на население и отдельных индивидуумов, как в России, так и в других странах.
Прогресс информационных технологий за эти годы проник еще глубже во все сферы жизнедеятельности человека, когда под киберудары со стороны кибервойск другого государства теперь попадает не только военная инфраструктура, но и финансовая, промышленная, телекоммуникационная, а искомый отрыв в технологиях становится очевидным залогом лидерства того или иного государства.
Первую, вторую и третью угрозу в Доктрине предлагается нивелировать логичной поддержкой отечественной ИТ-отрасли, включая как работу над электронной промышленностью, "железом" и телекоммуникациям, так и над программным обеспечением и образованием населения.
То есть, это в первую очередь все же технические задачи. Работы в этом направлении активно ведутся всеми ведущими странами, и в доктрине фиксируется уже осознанный факт того, что кибербезопасность и кибервойна крайне важны в сегодняшнем мире.
На днях глава Минкомсвязи Николай Никифоров заявил, что России сегодня необходим 1 млн айтишников, и что 1% населения должны быть программистами, чтобы экономика страны была конкурентноспособной.
Здесь возможны три взаимодополняющих подхода — создание активного противовеса идеологически чуждой пропаганде, максимально возможная "прозрачность" и "открытость" освещения происходящего и донесение позиции государственных органов до населения, и, безусловно, подавление источников возникновения и распространения пропаганды.
В качестве способов донесения позиции государства до собственного населения внутри страны предлагается повысить "эффективность взаимодействия" граждан и государственных органов. Речь о создании каких-либо новых конкретных прогосударственных структур или СМИ пока не идет. Скорее, будет в рамках существующих активнее вестись "работа от противного", когда будут опровергаться утверждения оппозиции.
Пример из российских реалий — активность в медиа и социальных сетях официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, которая лично озвучивает аудитории позицию государства по тем или иным вопросам. То есть еще более глубокая персонификация общения власти с населением становится политическим трендом.
Баланс между свободой обмена информацией и безопасностью страны
В апреле 2016 года в Москве прошел первый китайско-российский киберфорум, после чего сотрудничество продолжилось и сегодня стороны изучают и перенимают подходы к контролю за интернетом и пользователями, начиная от локализации данных пользователей социальных сетей (конфликт с LinkedIn) и заканчивая отключением от сети абонентов или даже целых регионов.
Вызывает интерес и информация о возможном создании к 2020 году в Китае базы "социального доверия", где всем жителям присваивался бы некий рейтинг благонадежности, от которого зависит карьера, зарплата, доступ к кредитам и т.д.
Так или иначе, в доктрине отмечается, что необходимо соблюсти "баланс между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности".
Любые принятые критерии для определения такого баланса будут всегда вызывать массу вопросов. Для государства информационный протекционизм может нести как социальное благо и стабильность, так и привести к технологической изоляции от стремительно развивающегося мира.
О реальной ценности и конкретных результатах принятии новой доктрины можно будет рассуждать более детально по результатам мониторинга, отраженным в ежегодном докладе Секретаря Совбеза России о состоянии национальной безопасности.