Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Два важных события произошли практически одновременно. В Европарламенте (Страсбург) приняли резолюцию о том, что российским СМИ надо противодействовать. В Нью-Йорке Дональд Трамп пригласил к себе виднейших персонажей ведущих телекорпораций и сказал им, что они — продажные и провалившиеся лжецы.
Каждый из этих двух фактов замечателен, но поставьте их рядом — картина получается и вовсе великолепной.
Суд победителя
Итак, Трамп. Он в очередной раз сделал то, чего нельзя было делать. Не то что всех топ-менеджеров, а даже одного просто журналиста положено бояться, относиться к нему примерно как к обезьяне с гранатой. Они опасны, если не всесильны, и якобы никому не подконтрольны.
А он им — эти знаменитые уже слова: "Мы сидим в комнате, полной лжецов, (представителей) продажных и необъективных СМИ, которые ошиблись во всем".
Но проиграла как раз другая сторона. Оказалось, что людей, которые мыслят как Трамп, в США примерно столько же, сколько их противников. Оказалось, что вот эти, "традиционные" СМИ, врали — коллективно создавали фальшивую картину реальности, не допускали до своего эфира или печати обозревателей с иной точкой зрения, попросту обрабатывали мозги аудитории, вселяя ей чувство безнадежности: Трамп обречен.
Они предприняли тоталитарную психическую атаку на мозги людей — и были побеждены.
И, вроде бы, получив от победившего их Трампа этот приговор, тем, кто не застрелится сразу, остается глубоко задуматься. Но — нет. Они доказывают, что все равно были правы. И стараются сделать так, что недобрые слова Трампа как бы были неким эпизодом, о котором и сообщать не обязательно (попробуйте найти их в тех самых СМИ в виде ключевой новости).
Свободная от таких, как Трамп, само собой. Автор — из самых уважаемых (еще недавно) и увенчанных наградами колумнистов, преподаватель, учащий будущих журналистов этике и всему хорошему…
Ничему не научились, ни в чем не раскаиваются. Точнее, это у них такая первая реакция — защитная. Дальше-то все пойдет вразнос, но поначалу человеку трудно признать поражение настолько тотальное.
Бороться с американской пропагандой в ЕС?
Что конкретно плохого эта российская журналистика делает: "сеет сомнения" (в европейских ценностях) и "подрывает единство" (Евросоюза и обществ стран, входящих в него).
Заметим, что по большей части лица, выступающие в российском экспортном эфире — тоже европейские. Потому что никакого единства в Европе нет, вдобавок его не было, и нет — как мы неожиданно увидели — и в США.
То есть мы мешаем европейским СМИ невозбранно делать то же, что попытались сделать СМИ американские (тоталитарно обрабатывать мозги). Мешаем им на уровне высокоморальной истерики объявлять всех несогласных несущественными уродами.
Мы подрываем благостную картину единства Запада вокруг какого-то предписанного западникам их самозваной элитой набора правильных для всех убеждений — таких, как были в СССР. Мы делаем примерно то же, что Трамп — говорим: да вы же врете, и вы проваливаетесь со своим враньем.
Черное и белое
Я не раз писал о том, что журналистика потеряла свое предназначение и вместо пользы для общества несет ему угрозу. Отчего это происходит?
Посмотрим, что творится сейчас в США по поводу избрания Трампа. Происходит со студентами. Они не ждали такого результата. Некоторые утром 9 ноября коллективно оделись в черное (а лица их были естественно бледными от ужаса). Напомню свой недавний материал о том, что университеты страны (да даже и школы) превратились в рассадник либеральной нетерпимости, поскольку сегодня 60% преподавателей числят себя либералами или "левыми", хотя в 1990 году такими были только 42%.
Из этой среды идет приток выпускников журналистских факультетов, и это попросту диагноз катастрофы.
Между прочим, сама идея таких факультетов кажется слегка безумной — журналистом ведь может стать любой, кто что-то знает, плюс обладает природными способностями писать или быть в кадре.
Отбор людей в эту странную профессию должен быть штучным, а не стадным. Но если вообще все студенты состоят в нетерпимом и тоталитарном либеральном стаде, если они знают, что журналистика — это власть (пусть и лишь четвертая), с первого дня их работы диктующая людям, как им думать, и отбирающая для этого "правильные" факты…
То тогда все для них кончается плохо. Приходит Трамп и говорит: вы же все врете, и вы провалились. И ведь ответить-то нечего. Разве что принять резолюцию о том, что надо препятствовать российской (трамповской или какой угодно еще) пропаганде. То есть давить ее, чтобы она не мешала пропаганде правильной.