Владимир Ардаев, обозреватель РИА Новости
В Италии прошел референдум, решивший судьбу конституционной реформы. 59,11% избирателей сказали "нет" изменениям конституции, предложенным премьер-министром Маттео Ренци. "Да" сказали 40,89%. Итоговая явка составила 65,47%. Референдум состоялся, реформа – нет.
Сам глава итальянского правительства, заранее предупреждавший, что в случае такого результата плебисцита он подаст в отставку, признал поражение и подтвердил намерение оставить пост – во вторник он подаст президенту страны Серджо Маттарелле соответствующее прошение.
"Я проиграл. В итальянской политике никогда никто не проигрывает, я же другой. Я проиграл, и я говорю это во весь голос, даже если у меня стоит ком в горле. Я не смог привести вас к победе, но я действительно сделал все, что мог сделать на данном этапе", — сказал Ренци на пресс-конференции.
Сенат остался непобежденным
Законопроект, вынесенный на всенародное голосование, правительство предложило парламенту еще в 2014 году. Два года депутаты и сенаторы рассматривали его, окончательно одобрили 12 апреля. Затем, поскольку документ предусматривает изменение основного закона страны, был назначен референдум.
Переустройство сената должно было стать решающим шагом в масштабной конституционной реформе, задуманной Ренци, цель которой – централизация системы государственного управления, значительное расширение полномочий правительства страны, консолидация политических партий, а также повышение эффективности законодательного процесса.
Отказ граждан республики поддержать эти перемены означает провал всего плана реформ, реализацию которого попробовало провести правительство.
Удар по Брюсселю
Итальянцы голосовали не столько против конституционной реформы, сколько против доверия правящей элите, считает президент коммуникационного холдинга "Минченко Консалтинг" Евгений Минченко. Референдум по Brexit в Великобритании, президентские выборы в США, где победу одержал республиканец Дональд Трамп, в значительной мере тоже не были голосованиями за выход Соединенного Королевства из Евросоюза или за ту или иную политическую фигуру – и в том, и в другом случае имело место протестное голосование против истэблишмента, утверждает он.
"Итальянцы на самом деле проголосовали против глобализации, против элиты – и национальной, и общеевропейской. Против тех методов, которыми эта элита управляет ими, и против тех результатов, которых она добивается", — говорит Евгений Минченко.
"Итальянские евроскептики, победившие на этом референдуме, попытаются развить успех. Не исключено, что они будут требовать новый референдум – теперь о выходе Италии из зоны евро. Скорее всего, у них ничего не получится, но крови чиновникам из Европейского центрального банка это попортит немало. Доверия к евро на мировых финансовых рынках тоже не прибавится", — говорит Андрей Кортунов.
Конструкция "общего дома" становится хрупкой
"Ось "Берлин-Париж" в ее нынешнем формате доживает последние месяцы. Итоги предстоящих парламентских выборов в Испании сегодня никто не берется предсказать. Экономическое и политическое будущее Греции остается туманным. Финансовое положение Португалии вызывает множество вопросов. То, что произошло сейчас в Италии, означает, что единственной опорой Евросоюза остается Германия, и положение его становится очень шатким", — говорит Андрей Кортунов.
В цепочке событий последних месяцев – Brexit, избрание Трампа, теперь итальянский референдум – угадывается, при всем их различии, некий общий политический фон, полагает он.
"Я бы не назвал провал реформ в Италии поражением Евросоюза. Это – поражение европейской бюрократии. Но если в ЕС не задумаются о том, как изменить методы управления, когда огромным континентальным сообществом руководят никем не избираемые чиновники, то весь союз может ждать бесславный конец", — говорит Евгений Минченко.
Оппозиция воспрянула духом
Оппозиционные итальянские партии и объединения ("Движение 5 звезд", "Лига Севера", "Вперед, Италия!") восприняли поражение Маттео Ренци как свою крупную победу над ненавистными технократами и готовы использовать момент для того, чтобы продолжить свое наступление на левый центр, утверждает Андрей Кортунов.
"Мы считаем, что нельзя терять время и надо проводить выборы согласно существующему избирательному законодательству, внеся в него лишь некоторые поправки. В столь деликатный момент, с точки зрения финансово-экономической ситуации, мы не можем себе позволить продолжительной нестабильности, вызванной закулисными соглашениями и прочими импровизациями различных политических сил, что мы не раз наблюдали в парламенте за последние десять лет", — сказал Касталди.
"Во-первых, президент может предложить Ренци опять стать премьером и сформировать свое правительство. Может появиться другой претендент на этот пост из членов правительства Ренци, потому что большинство в парламенте — у демократов. И сам президент принадлежит по своим идеям к этому лагерю, поэтому здесь будет многое от него зависеть", — сказала Татьяна Зонова РИА Новости.
Эксперт сомневается как в том, что будут назначены внеочередные парламентские выборы, так и в том, что если они будут назначены, то оппозиция сумеет добиться на них успеха. Андрей Кортунов также считает, что шансы у оппозиционеров невелики.