Геворг Мирзаян, доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ
В минувшие выходные в России побывал японский министр иностранных дел Фумио Кисида. Его задачей было обсудить с российским лидером условия такого компромисса по курильскому вопросу, который позволит Москве сохранить острова, а Японии — лицо.
Верните чужое!
Тема переговоров понятна: Фумио Кисида проводит консультации перед ожидаемым в середине декабря визитом Владимира Путина в Японию. Самый сложный вопрос — территориальный, из-за которого между странами нет мирного договора. Токио претендует на Южнокурильские острова (японцы их называют "Северными территориями"), полученные Россией по итогам Второй мировой войны. Взамен Япония предлагает России деньги, инвестиции и углубленное экономическое сотрудничество. "Ваша страна обладает обширными территориями, богатыми природными ресурсами и рынком в 140 млн человек, а наша — передовыми технологиями и ноу-хау, разработанными японскими компаниями. Поэтому у нас очень большой потенциал для дальнейшего развития", — говорит Фумио Кисида.
Причем в вопросе возврата территорий японцы даже готовы пойти на различные компромиссные формулы и отойти от занимаемой ранее жесткой позиции "все острова и сразу".
Речь идет о формуле "два острова до мирного договора, а по двум — дискуссии после договора", и, согласно опросу "Маинити Симбун", подобный гибкий подход к территориальному вопросу поддерживает 57% респондентов.
Почему Курилы не стоит отдавать Японии
Причин этого множество.
Во-первых, огромные рыбные и ресурсные богатства, расположенные в акватории островов. Во-вторых, стратегическое положение Курильской гряды, позволяющее России иметь выход из Охотского моря в Тихий океан (в случае передачи островов другой стране она может закрыть это выход). В-третьих, это будет прецедент пересмотра Россией итогов Второй мировой войны.
В-четвертых, сдача Москвой территорий возбудит другие страны, зарящиеся на российские земли, особенно Украину. Эта ситуация может негативно повлиять на крымский вопрос, который уже почти сошел с повестки дня по причине уверенности Запада в невозможности отторгнуть эту территорию от России.
В-пятых, россияне категорически против сдачи Курил. Ну и, наконец, в-шестых, казенные земли в принципе раздавать никому нельзя.
Поэтому вместо японской формулы Москва предлагает свой подход: "сначала нормализуем отношения, создаем атмосферу доверия и взаимопонимания, а потом в этой новой атмосфере решаем спорные проблемы". Такой подход, по словам Путина, был обкатан на КНР. "В 2004 году Россия достигла соглашения с Китаем о демаркации границ, однако мы подписали соглашение потому, что достигли беспрецедентного уровня сотрудничества", — поясняет российский президент.
Время не на японской стороне
Впрочем, не исключено, что Япония (если, конечно, ей не удастся продавить Москву на территориальные уступки) в конечном итоге вынуждена будет принять ту или иную версию российского подхода.
Просто потому, что она сейчас находится в гораздо более слабой переговорной позиции.
Время играет на Москву. Не секрет, что японцы развили такую переговорную позицию во многом потому, что опасаются дальнейшего углубления отношений России с Китаем. Тесные российско-китайские отношения серьезно осложняют планы Токио и Вашингтона по стратегическому сдерживанию КНР, поэтому западный мир возлагает на Японию задачу по созданию контрбаланса китайцам в российских коридорах власти.
Кроме того, японский премьер дал личные обязательства нормализовать отношения за период своего срока — а в Японии такие обещания нужно выполнять. "Владимир Путин не обещал никакого улучшения отношений, не обещал возвратить острова в обмен на инвестиции. Это личный проект Синдзо Абэ, и расплачиваться он за него в случае провала будет своей репутацией", — заявил научный сотрудник Японского института международных отношений Фушита Хиронори.
Подождем
"После окончания войны прошло уже более 70 лет, выветривается интерес к проблеме северных территорий", — с сожалением говорит министр по делам Окинавы и северных территорий Ёсукэ Царухо.
Конечно, эта трансформация вряд ли произойдет к моменту визита Путина в Токио, однако целый ряд внешних стимулов (вроде нормализации российско-американских отношений) могут стать неплохими катализаторами процесса отрезвления японского общественного мнения, его переориентации с необоснованных желаний на решение реальных проблем безопасности страны.
При этом нужно понимать, что готовность Москвы ждать не означает безразличное отношение Кремля к нормализации российско-японских отношений. Кремлю необходима диверсификация отношений на Дальнем Востоке, дабы "разворот на Восток" в российской внешней политике не превратился в поворот к Китаю. "В нашем развороте в сторону Азии очень важен аспект диверсификации наших партнерств. Сегодня очевидно, что главным и приоритетным партнером для нас стал Китай, и в том числе для более гармоничных и уравновешенных отношений с Китаем, нам важно вести работу и с другими партнерами", — говорит директор Центра АСЕАН при МГИМО, эксперт Валдайского клуба Виктор Сумский. В ином случае получится, что а) Россия будет слишком зависеть от Китая и б) Китай, пользуясь этой зависимостью, станет продавливать Москву на всех переговорах (как он это делал, например, при обсуждении проекта "Сила Сибири").