МОСКВА, 1 дек – РИА Новости. Американские ученые подтвердили расхожее представление о том, почему зарплата женщин обычно ниже, чем у мужчин – необходимость брать декрет на время рождения и воспитания ребенка лишает их одного или двух повышений по должности или зарплате, говорится в статье, опубликованной в журнале American Sociological Review.
"Поразительным образом, высокообразованные белые женщины с изначально высокой зарплатой страдают больше всего от этого феномена, несмотря на то, что они обычно дольше всех работают на одном месте по сравнению с другими категориями женщин. Иными словами, каждый год, который они тратят на воспитание детей, гораздо сильнее сказывается на их будущих зарплатах, чем для других женщин, даже в процентном отношении", — заявила Паула Инглэнд (Paula England) из университета Нью-Йорка (США).
По данным Национального научного фонда (NSF) США, американские женщины сегодня получают почти половину всех степеней PhD в точных науках и инженерном деле, но занимают в этих сферах лишь 21% и 5% постов соответственно. Кроме того, в среднем зарплата женщины-ученого в США составляет лишь 82% от зарплаты ее коллеги мужского пола, а в отдельных областях, например, в физике и астрономии, этот показатель приближается к 60%. Аналогичная ситуация наблюдается в странах Европы и в других уголках мира.
Схожие различия в уровне оплаты труда и доходов существуют и в других сферах. К примеру, эксперимент, проведенный в феврале этого года, показал, что женщины, торгующие на eBay, в среднем зарабатывают на 20% меньше, чем торговцы-мужчины, несмотря на то, что их покупатели обычно не знают, что имеют дело с представительницами слабого пола.
Одной из причин подобного разрыва в оплате труда, как рассказывает Инглэнд, традиционно считается то, что женщинам приходится увольняться или уходить в декрет тогда, когда они планируют родить ребенка. Инглэнд и ее коллеги проверили, так ли это на самом деле, изучив статистику, которые социальные службы США собирали с 1976 по 2010 год в рамках проекта NLSY.
В этих наблюдениях участвовало почти пять тысяч молодых женщин, за социальными и профессиональными успехами которых ученые следили на протяжении почти сорока лет, со времен их юности и учебы в университетах и до предпенсионного возраста. Используя эти данные, авторы статьи изучили то, как декреты и увольнения по семейным причинам повлияли на успешность этих американок, сравнив карьерный и зарплатный рост женщин, имевших и не имевших детей.
Как оказалось, декреты действительно негативно влияли на зарплату женщин, причем этот эффект был постоянным и сохранялся до конца их жизни. К примеру, белые женщины теряли примерно 10% от типичной максимальной зарплаты, если они заводили одного ребенка, 20% — если у них было два сына или дочери, и так далее.
Сила этого эффекта зависела от образованности женщины – чем выше был ее социо-экономический статус, тем больше она теряла, отказываясь от продолжения карьеры ради воспитания ребенка. К примеру, женщины, занятые физическим трудом, теряли не 10%, а 4-7% зарплаты на одного ребенка. Схожая ситуация наблюдалась среди этнических и расовых меньшинств, для которых рождение детей меньше ударяло по карману.
Как считают ученые, это связано с теми мерами по защите благополучия меньшинств, которые сегодня проводятся в США. Наличие столь больших потерь в зарплате среди образованных белых женщин, как считает Инглэнд, говорит о том, что и они нуждаются в поддержке, без которой "разрыв" в зарплатах будет крайне сложно ликвидировать.