МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости. Минэкономразвития РФ и Экспертному совету при правительстве по итогам заседания правительственной подкомиссиии поручено до 17 января представить предложения по дальнейшей оптимизации планов проведения проверок на 2017 год.
В основе реформы контрольно-надзорной деятельности в РФ лежит переход на риск-ориентированный подход, ключевой принцип которого — "чем больше потенциальные риски – тем чаще проверки". В пилотном режиме внедрение этой модели началось в 2015 году в МЧС, ФНС, Роспотребнадзоре, Ростехнадзоре и Роструде.
По мнению экспертов, менее показательны успехи в этой части Роспотребнадзора. Из 950 тысяч хозяйствующих субъектов, состоящих в реестре юрлиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих государственному надзору, освобождены от плановых проверок только 22,8%, а из 1,3 миллиона объектов государственного надзора к категории низкого риска отнесено всего лишь 32,5%. Такие показатели министр РФ по вопросам открытого правительства Михаил Абызов назвал неудовлетворительными.
В Роструде объекты с наиболее высоким уровнем риска будут проверяться раз в 3 года, при этом порядка 4 миллионов хозяйствующих субъектов с низким уровнем риска будет исключено из-под надзора. Между тем, бизнес все еще отмечает значительную административную нагрузку со стороны ведомства.
В Ростехнадзоре количество плановых проверок в первый год внедрения – с 1 января 2014 года – сократилось на 58%, а в 2015 году их число по отношению к 2014-му сократилось еще на 17%. На 31% снизился уровень смертельного травматизма.
В Федеральной налоговой службе на сегодняшний день проверкам подвергается лишь одно из тысячи малых предприятий, число выездных проверок по обычным предприятиям сократилось на 13%, сообщил замруководителя ФНС Даниил Егоров. Абызов отметил, что ФНС ушла от оценки качества своей деятельности на основе количества проверок или объёма собранных штрафов и начала измерять среду.
МЧС, по мнению экспертного и предпринимательского сообщества, продемонстрировало наиболее высокие результаты. Ведомство распределило все поднадзорные объекты по 5 степеням риска. В зависимости от категории риска зависит частота проводимых проверок.
"По итогам завершения планирования можно сказать, что от 140 тысяч плановых проверок, заявленных на следующий год, осталось 95,5 тысячи. Таким образом, количество плановых проверок снизилось на 30%. По итогам года можем сказать, что количество пожаров снижается на 7%, количество погибших – более, чем на 10%", — рассказал директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС Сергей Кададов.
По итогам заседания Абызов предложил провести обобщение и подготовить методики по совершенствованию риск-ориентированного подхода, исходя из тех наработок, которые уже есть. Двенадцати министерствам и ведомствам, участвующим в приоритетной программе, поручено до 20 декабря провести оптимизацию планов проведения проверок на 2017 год, сократив проверки в отношении объектов с низкой категорией риска.
Подкомиссия, помимо прочего, обсудила, как 25 министерств и ведомств исполнили поручение заместителя председателя правительства Дмитрия Козака проанализировать основные показатели деятельности территориальных органов и подготовить предложения по оптимизации их структуры, штатной численности и финансирования. Член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин подтвердил, что добиться существенного улучшения качества анализа основных показателей деятельности территориальных органов пока не удалось.
Абызов подчеркнул, что госорганы, не выполнившие поручения вице-премьера, должны объяснить причины такого положения дел. В правительство, по его словам, будет представлен доклад с оценкой качества проведённой ведомствами работы и предложения по персональной ответственности. Результаты анализа показателей деятельности не представили Росавиация, Росгидромет, Роспотребнадзор и Росприроднадзор. Абызов поручил представить до 15 декабря предложения о взыскании в отношении исполнителей, а также заместителей руководителей этих ведомств.