МОСКВА, 28 ноя – РИА Новости. Ученые неожиданно обнаружили на одном из древнейших кораблей Англии следы того, что Ближний Восток снабжал нефтью и нефтепродуктами своих текущих европейских клиентов уже в 7 веке нашей эры, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
Археологи уже несколько лет успешно применяют методы химии для разрешения различных археологических и исторических загадок. К примеру, в 2012 году британским исследователям удалось выяснить, что европейцы начали делать сыр 7,5 тысяч лет назад, когда их современники из Африки только начали пить молоко, а в 2014 году – раскрыть секрет бальзамирующих составов, которыми пользовались древние египтяне при подготовке мумий, и вычислить время появления этого искусства.
Паулина Бургер (Pauline Burger) из Британского музея Лондона (Великобритания) и ее коллеги совершенно неожиданно для себя нашли и разгадали еще одну подобную химическую загадку, указавшую на необычно развитые торговые сети в Европе в самые "темные" времена Средневековья, изучая один из самых знаменитых кораблей средневековой Англии.
Этот корабль, как считают сегодня ученые, никогда не плавал – он представляет собой "погребальную ладью", в которых древние англо-саксы хоронили своих вождей и знать. Курган и это судно были найдены в местечке Саттон-Ху в 1939 году на востоке Англии, ставшие сегодня местом паломничества для любителей археологии и культуры англо-саксов.
Благодаря длительным и почти безуспешным раскопкам с налетом детектива и мистицизма, человечество и Англия приобрели первую в истории нетронутую усыпальницу такого типа с огромным числом сокровищ. Некоторые из них, к примеру, золотой церемониальный шлем и погребальная маска "капитана" этого корабля, стали символами англо-саксов и их можно увидеть фактически на обложках любого учебника по истории того периода.
Одним из самых неприглядных "артефактов", найденных в остове этого корабля, были горшки с черной полузастывшей субстанцией, которые были выставлены на видном месте внутри данной гробницы. Изначально ученые думали, что данный "нефтепродукт" использовался для замазки щелей в сухопутном судне и что он был завезен откуда-то из Швеции, из-за чего они называли его "Стокгольмским дегтем".
Химический анализ, который провели Бургер и ее коллеги, показал, что это совсем не так – данный материал на самом деле был не дегтем, а самым настоящим битумом, завезенным в Англию, судя по соотношению изотопов и различных видов углеводородов, с Ближнего Востока. Его источником, как указывает необычная доля асфальтовых соединений в данном битуме, вероятно были месторождения углеводородов у Мертвого Моря в Израиле или в Сирии.
Зачем древним англо-саксам нужен был битум, ученые пока не знают – он в принципе мог использоваться и для пропитки корпуса корабля, и для ряда других целей, в том числе и в качестве топлива. Присутствие его в могильнике одного из правителей Саффолка в "темные века" говорит о том, что он играл важную роль в жизни его племени и высоко ценился местными жителями.
Присутствие ближневосточных углеводородов на побережье Англии в 7 веке говорит о том, что уже тогда существовала система из налаженных торговых связей, позволявших жителям будущей Британии закупать товары, произведенные на противоположном конце Европы. Как надеются ученые, изучение химии других артефактов из Саттон-Ху и прочих средневековых уголков Англии и континента поможет понять, как возникла эта сеть и почему она исчезла позднее.