МОСКВА, 27 ноя — РИА Новости/Прайм. Гендиректор "Почты России" Дмитрий Страшнов заявил, что на законных основаниях получил премию за 2014 год в размере 95,4 миллиона рублей.
Ситуацию вокруг своего бонуса он назвал "несколько перегретой".
По словам Страшнова, в пятницу, когда появилась информация о том, что Генпрокуратура добивается возбуждения против него уголовного дела, он находился в служебной командировке в Петербурге.
Ранее сообщалось, что порядок расчета премии регламентируется постановлением правительства от 21 марта 1994 года №210, а также письмом Минтруда от 28 апреля 1994 года № 727-РБ и разъяснениями ведомства о расчетах вознаграждения от 18 мая 1994 года №567.
Претензии Генпрокуратуры
По данным Генпрокуратуры, расчет вознаграждения производился на основании представленных "Почтой России" документов, в том числе о якобы полученной в 2014 году чистой прибыли в 1,2 миллиарда рублей. Надзорное ведомство утверждает, что прибыль образовалась за счет 5,4 миллиарда госсубсидии, что позволило перекрыть убытки компании в размере свыше четырех миллиардов.
Вместе с тем, в Минкомсвязи и в "Почте России" ранее говорили, что объем субсидий был скромнее — 3,138 миллиарда рублей (три миллиарда – на доставку подписных печатных изданий, 138,7 миллиона — работа на Крайнем Севере). При этом бюджет якобы покрывал половину затрат компании на оказание этих услуг, и "Почта" получала субсидии лишь до середины 2014 года.
Премия могла быть и больше
Источник, близкий к Минкомсвязи, рассказал РИА Новости, что "Почта" не может не учитывать субсидии в своей чистой прибыли.
"И это не потому, что компания получила какие-то деньги сверх того, что она произвела. А потому, что компания получила деньги, которые закрывают ее расходы на операционную деятельность, которую она могла бы не делать, если бы была частной. Компенсация потерь, по сути", — добавил он.
Собеседник отметил, что основная часть операционных расходов (около 70%) приходится на фонд оплаты труда. В 2014 году "Почта" направила на повышение зарплаты линейным сотрудникам 11 миллиардов рублей, чего не было предыдущие пять лет. Если бы эти средства не были выделены, чистая прибыль была бы выше, а, соответственно, и бонус гендиректора мог быть значительно больше названных 95,4 миллиона рублей.
"Если, предположим, следовать какой-то непонятной мошеннической логике, менеджмент мог не принимать это решение (об увеличении фонда оплаты труда) и все средства аллокировать в чистую прибыль. То есть повлиять на чистую прибыль либо не индексируя зарплаты, либо делая это частично, на меньшую сумму", — сказал источник.
Кроме того, в 2014 году "Почта" выплатила государству в виде дивидендов 308,8 миллиона рублей, тогда как еще в 2013 году эта сумма составляла шесть миллионов. Даже без учета всех этих факторов, включая субсидии, чистая прибыль в 2014 году была бы положительной, заверил собеседник агентства.
Он также отметил, что и в Минкомсвязи, и в "Почте" проводят множество проверок различные структуры, в том числе Генпрокуратура и Счетная палата.
"Ежегодно в "Почте России" проходят более 3,5 тысячи разных проверок. Это нормальная практика", — сказал источник.
"Почта" ранее раскрыла зарплату Страшнова без учета надбавок за гостайну (50% от оклада), командировочных и отпускных: оклад топ-менеджера в 2013 году (он пришел в компанию весной) составлял 230 тысяч рублей, с 2014 года – 307 тысяч. Бонус за 2013 и 2015 годы Страшнов не получал.
Ранее СМИ сообщали, что Минкомсвязь в конце октябре подготовило приказ, по которому ежемесячный оклад главы "Почты России" в будущем может составить до десяти миллионов рублей.
Давление нарастает
"Оппонентов всегда было достаточно. Единственное, что могу сказать: поскольку задача стоит перед командой максимально быстро подготовить компанию к акционированию, "почистить" ее, сделать экономически эффективной, то чем мы ближе к этому этапу, тем больше будет некое внешнее давление, внешнее влияние на команду", — сказал собеседник РИА Новости.
Он объяснил, что после акционирования "Почта России" останется на 100% госкомпанией, но у нее будет корпоративная модель управления — совет директоров, куда войдут независимые директора, представители профильного министерства. Состав совета и его председатель будет назначаться и утверждаться руководством страны.
"То есть степень прозрачности компании максимально повышается, возможность захода не очень честных каких-то персонажей сильно уменьшается, как и возможные какие-либо сценарии с выводом активов, с каким-то неэффективным использованием средств. Когда есть корпоративная модель управления, есть совет директоров, любое решение — инвестиционного характера, какого-то стратегического характера – обсуждается и принимается советом директоров с участием министерства", — сказал источник.
"Устраивает ли то, что сейчас происходит с "Почтой России", всех? Скажу честно – нет. Если в осеннюю или в весеннюю сессию пройдет закон об акционировании, через год-полтора компания станет акционерным обществом, дверь закроется для любых нечестных элементов. И, конечно, чем ближе к этому сроку, тем больше будет прессинг", — добавил собеседник.
"Почта" занимается большим количеством проектов, в том числе по борьбе с "серой почтой", из-за которой огромный объем средств "улетает" мимо государства. Оказывается, марки без средств защиты выпускаются, а это платежные единицы. Их можно напечатать на любом принтере, вопрос — сколько их уже напечатано и сколько еще может быть напечатано? Менеджмент с этим разбирается, и это тоже может влиять на усиление давления", — полагает источник.
Законопроект о преобразовании ФГУП "Почта России" в акционерное общество был одобрен правительством и внесен в Госдуму летом 2014 года. При этом "Почта" неоднократно заявляла, что все необходимые для акционирования мероприятия выполнены, предприятие готово к началу этого процесса.