Апостол Филипп
Филипп, как сообщает Евангелие от Иоанна, был родом из Вифсаиды, как Андрей и Петр, и был призван Иисусом Христом сразу после них. Евсевий Кесарийский приводит сообщение Климента Александрийского о том, что Филипп к тому времени был женат и имел дочерей. Согласно церковной традиции, он был неплохо образован, знал греческий язык и первым из учеников стал записывать слова Учителя — потом его записи использовал евангелист Матфей.
После Вознесения Христа апостол Филипп проповедовал сначала в Галилее, потом в Греции, среди переселившихся туда иудеев, и поставил им епископа — Наркисса, причисленного потом к лику святых.
Из Эллады он отправился в Парфы, потом в город Азот, а оттуда — в Иераполис Сирийский, где подстрекаемые фарисеями иудеи сначала хотели было его убить и даже подожгли дом, где он остановился, но потом приняли от него крещение.
Апостол Филипп прошел с проповедью Сирию, Малую Азию, Лидию, Мисию, где его и побивали камнями, и заточали в темницы, и изгоняли из селений. Наконец в Иераполисе Фригийском, где в храме, посвященном змеям, предметом поклонения была огромная ядовитая змея, он убил этот живой фетиш и исцелил от укуса жену правителя города, за что вместе с сопровождавшими его сестрой и апостолом Варфоломеем был схвачен и распят у стены храма. По преданию, произошло это в 64 году. Останки святого похоронили там же, на месте казни.
А в 2011 году во время раскопок на месте древнего Иераполиса (в области Денизли в Турции), входящего в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, международная археологическая экспедиция под руководством профессора Франческо Андрия среди развалин древнего храма обнаружила гробницу апостола Филиппа.
В Русской православной церкви в день памяти святого апостола Филиппа происходит заговенье на Рождественский пост, который поэтому называют также Филипповым. В православной аскетической традиции заговенье — последний день перед многодневным постом, когда разрешено есть скоромную пищу.
Первое воскресенье Адвента
Адвент, что в переводе с латинского означает "пришествие" — у католиков время ожидания Рождества Христова и подготовки к нему.
Первый день Адвента определяется как 4-е воскресенье до Рождества (с 27 ноября по 3 декабря). С этого дня в католической церкви начинается литургический год.
Духовный смысл Адвента двояк: во-первых, это период подготовки к празднованию Рождества, "время радостного ожидания"; во-вторых, церковь в этот период особым образом побуждает верующих размышлять на тему грядущего второго пришествия Христа.
Первые свидетельства об особом предрождественском времени относятся к 380 году, когда Сарагосский собор установил особые правила посещения богослужений с 17 декабря до праздника Богоявления.
Каждое из четырех воскресений Адвента имеет свою тематику, отражающуюся в евангельских воскресных чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету, в том числе вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству.
В период Адвента церковь особо призывает христиан к совершению дел милосердия.
Одной из наиболее известных рождественских католических традиций является "венок Адвента" — венок из еловых веток, в который вплетены четыре свечи. В первое воскресенье зажигается одна свеча, во второе — две и так далее, то есть с каждой неделей, приближающей христиан к Рождеству, становится все светлей.