О том, стоит ли сейчас брать ипотечный кредит, как улучшилось качество обслуживания пассажиров в метро, а также почему банкам не стоит гнаться за увеличением количества офисов в интервью РИА Новости рассказал вице-президент, руководитель департамента розничных продаж банка ВТБ Мигель Маркарянц.
— Некоторые эксперты полагают, что сейчас — самое подходящее время, чтобы брать ипотеку. Разделяете ли Вы эту оценку?
— Действительно, сейчас, по нашему мнению, наступил подходящий момент для решения жилищного вопроса. Вслед за планомерным снижением ключевой ставки ЦБ многие банки, в том числе и мы, изменили условия по ипотечным кредитам. Текущий уровень ключевой ставки позволит рынку ипотеки развиваться самостоятельно. В настоящее время ставки опустились до уровня 2013-2014 годов, когда рынок показывал рекордные выдачи по ипотеке.
Кроме того, во многом стимулирует спрос на ипотеку отмена в следующем году программы субсидирования ставки государством. И сейчас мы отмечаем значительный рост спроса на ипотечные продуты в наших офисах. Хочу отметить, что программа господдержки отлично справилась со своей задачей и в сложный для экономики период позволила поддержать рынок ипотечного кредитования и отрасль жилищного строительства в целом.
— Какова ситуация сегодня на вторичном рынке жилья?
— В отличие от 2015 года, в этом году мы наблюдаем все больший интерес населения к вторичному рынку недвижимости. Особенно это актуально для тех людей, у которых уже есть какое-то собственное жилье. К примеру, в семье произошло пополнение и встает вопрос о расширении жилплощади. Для многих самый подходящий вариант в данном случае — приобрести жилье на вторичном рынке, поскольку сразу после покупки есть возможность туда переехать жить. В целом же сегодня соотношение количества ипотечных кредитов на приобретение недвижимости на первичном и вторичном рынках составляет примерно 50 на 50.
— До конца года остается чуть больше месяца. Можете ли подвести его предварительные итоги?
— Мы несколько лет подряд растем быстрее рынка и по ипотеке, и в целом по всем основным направлениям розничного бизнеса. За 10 месяцев текущего года мы выдали более 32 миллиардов рублей ипотечных кредитов, это больше чем за весь прошлый год. Более того, в сентябре портфель ипотечных кредитов превысил отметку в 100 миллиардов рублей. Это наша маленькая победа, и мы ей гордимся. До конца 2016 года планируем выдать еще порядка 10 миллиардов рублей, таким образом, общий объем выдач превысит 40 миллиардов рублей. Для банка это будет хорошим результатом.
— Каковы ваши прогнозы по развитию рынка ипотеки в ближайший год?
— По нашим прогнозам, рынок ипотечного кредитования в 2017 году вырастет примерно на 10%. Мы, в свою очередь, снова ставим себе задачу расти быстрее рынка. И в следующем году ипотека вновь будет ключевым направлением розничного бизнеса.
— В последнее время много говорят о национальной платежной системе "Мир". Банк ВТБ ее тоже поддерживает. Как обстоят дела с выпуском карт?
— В настоящее время мы принимаем карты "Мир" во всех банкоматах и терминальных устройствах. В ближайшее время приступим к их выпуску.
— Банк ВТБ активно сотрудничает с московским метрополитеном. В этом году почти на всех станциях стало возможно оплатить проезд с помощью банковских карт.
— Этот масштабный проект реализован в рамках тендера, объявленного Московским метрополитеном в феврале 2016 года. В рекордно короткие сроки банк ВТБ установил 1900 современных терминалов, поддерживающих контактные и бесконтактные технологии безналичной оплаты практически на всех станциях московского метро. Такие терминалы работают как в кассах, так и в аппаратах по продаже билетов. Приобрести там билет могут владельцы карт любого банка, не только ВТБ. На мой взгляд, это крупнейший эквайринговый проект в стране.
— Насколько этот проект повысил качество обслуживания пассажиров? Есть ли статистика по совершенным операциям?
— Мы видим, что услуга востребована благодаря своей простоте, удобству использования и доступности. Статистика показывает, что время на покупку билета сократилось почти в три раза. В августе пассажиры метрополитена совершили около миллиона операций по безналичной оплате проезда, в октябре их количество превысило 1,3 миллиона.
Новые станции и станции, которые откроются после завершения работ по благоустройству, также будут оснащены эквайринговым оборудованием банка ВТБ. Таким образом, количество установленных POS-терминалов превысит 2100 устройств.
Кроме того, на сегодняшний день банком ВТБ установлено в метрополитене более 100 банкоматов, всего в рамках проекта будут действовать 124 устройства самообслуживания. Мы продолжаем развитие сотрудничества с Московским метрополитеном и впервые установили в метро банкоматы с функцией рециркуляции денег.
— Что это значит?
— Это технология замкнутого цикла, то есть денежная наличность, внесенная одним клиентом, используется для выдачи банкнот при запросе другому клиенту. Тем самым, за счет беспрерывности цикла повышается пропускная способность и эффективность работы банкомата, его доступность, что крайне важно в метро в условиях увеличенного пассажиропотока.
— Какова сеть банка ВТБ сегодня?
— Розничная сеть банка ВТБ насчитывает более 230 отделений в 17 регионах РФ, в том числе, в Москве и Московской области. У нас нет цели просто увеличивать сеть, нам важно повышать ее эффективность. Мы очень избирательно подходим к этому вопросу. Закрываем офисы в удаленных местах и открываем их в более проходимых, фокусируемся на регионах с большим потенциалом рынка, а также ведем постоянную работу по повышению эффективности бизнес-процессов. И результаты не заставляют себя ждать. На сегодняшний день розничная сеть банка ВТБ стала самой эффективной в стране по объему выданных нецелевых кредитов на один офис. За четыре года объем розничного кредитного портфеля банка в расчете на одну точку продаж вырос в пять раз и сегодня превышает один миллиард рублей. Мало открыть отделение, важно, чтобы оно эффективно работало. Вот наш главный принцип.
— Тренд сегодняшнего дня — постепенный отказ от отделений и переход в интернет. Может ли этот путь стать основным в развитии банковского сектора или все же существует необходимость в офисах?
— С одной стороны, действительно, перевод обслуживания клиентов в дистанционные каналы является сейчас важной задачей по повышению эффективности бизнеса банков. Кредитные организации снижают количество и себестоимость "рутинных" операций в своих офисах, таких как пополнение счетов или оплата коммунальных платежей. Дистанционные каналы существенно повышают технологичность и удобство обслуживания клиентов. В качестве доказательства сообщу, что число наших активных клиентов в мобильном и интернет-банке с начала года увеличилось более чем на 40%.
С другой стороны, личную профессиональную консультацию по продаже сложных банковских продуктов, таких как ипотека, никто не отменял. Кроме всего прочего, есть банковские операции, которые нельзя совершить дистанционно: внести на счет или вклад большую сумму денежных средств, или, например, воспользоваться сейфовой ячейкой. Я верю в то, что отделения будут необходимы всегда.
Только в будущем они будут функционально адаптированы под новые потребности клиентов, в том числе, с учетом глобальной диджитализации банковской индустрии.