КРАСНАЯ ПОЛЯНА, 23 ноя — РИА Новости, Ирина Нехорошкина. Общественность должна помочь Ростуризму и региональным властям определить наиболее перспективные туристические места страны, чтобы гарантированно привлекать частный капитал к участию в Федеральной целевой программе по развитию туризма, сообщил РИА Новости член Общественной палаты РФ Сергей Марков.
Президент РФ Владимир Путин, выступая на "Форуме действий" Общероссийского народного фронта во вторник, заявил, что вклад туристической отрасли в ВВП РФ крайне мал и составляет 1,6%, в странах с развитым туризмом он достигает 10% и выше.
Марков назвал положительным моментом то, что тема туризма заняла важное место в повестке дня "Форума действий" ОНФ. "Я … был готов аплодировать этому", — сказал он.
Член ОП согласен с мнением Путина, что туристический потенциал страны использован не до конца. "С небольшими затратами мы можем очень много нарастить для нашей экономики именно в области туризма", — считает Марков, отметив позитивное влияние таких факторов, как падение курса рубля, санкции и "недоброжелательность со стороны Запада".
"Это привело многих россиян к мысли, что не стоит ехать за рубеж, а стоит попробовать отдохнуть в своей стране. Психологический фактор имеет большое значение", — отметил собеседник агентства.
Затраты должны быть эффективными
В ОНФ заявили о неэффективности части затрат на развитие туризма. Как отметил Марков, были проанализированы 15 зон. Выяснилось, что только семь зон работают нормально, причём две из них работали и раньше, значит, только в пяти из 15 зон произошли коренные изменения благодаря ФЦП.
"Был сделан вывод, что нужно менять сам подход. Причём президент зафиксировал чётко, что сами по себе федеральные целевые программы — это правильный путь развития, и одобрил их направленность непосредственно на инфраструктуру для туристических объектов. Этот подход он сам предложил для Сочи, для других регионов такой подход должен быть успешным. По такому же принципу создавались новые объекты в городах, где прошли или готовятся важные международные события, такие как ЧМ-2018. Там такая же идеология участия федерального центра, ее предлагается сохранить для ФЦП", — прокомментировал Марков.
По его данным, ОНФ выявил, что регионы недостаточно активно привлекают местный бизнес для участия в программе. "Образуется провал, и здесь нужно что-то менять, но важно понять, что конкретно должно измениться. ОНФ предложил общую идею, что раз проблема в бизнесе, то стоит подумать сначала, куда бизнес пойдёт, а потом давать туда деньги. Это правильная идея, но она требует превращения в рабочую программу, потому что трудно угадать, куда пойдет бизнес, а куда нет", — сказал он.
Эксперт считает, что нужно не просто полагаться на бюрократические механизмы ФЦП, а использовать "внешний аудит". "Поскольку правила ФЦП очень строгие, то если кто-то хорошо и правильно оформил необходимые документы, то Ростуризм обязан дать региону эти деньги, даже если он считает, что туда бизнес не придёт. Оно так и оказывается. Поэтому некий внешний экспертный аудит необходим, чтобы сделать так, чтобы деньги не поступали туда, где происходит их омертвление", — отметил Марков. По его мнению, иногда региональные власти не справляются со сложными заданиями по разработке ФЦП.
"Я думаю, что мы в лице Общественной палаты должны помочь регионам и федеральному центру договориться. Мы хотим собрать некие предложения со стороны общественности по наиболее перспективным туристическим местам страны. И там уже предложить Ростуризму и регионам совместно разработать предложения по ФЦП, а где-то даже помочь регионам справиться со сложными правилами подготовки заявки на участие в ФЦП. Общественность же независимая, она может объективно смотреть на разные вещи, она поможет обратить внимание на те точки, которые обладают наибольшей перспективой развития", — заявил собеседник агентства.
Перспективные места для туризма
Эксперт считает, что одним из самых перспективных мест для развития туризма являются южные регионы страны. "Какие-то этнографические праздники — это не плохо, но они не дают большого объёма туристов. Нам же нужно, например, осваивать побережье Азовского моря, где должны быть настоящие серьезные вложения. Там просто огромные возможности, но необходима инфраструктурная доступность. Нам нужно обеспечить людям возможность поехать к тёплому морю", — считает член ОП.
Он акцентировал внимание на том, что важно расширить сезон в таких местах, как Краснодарский край и Крым, увеличивая программы поддержки здоровья, создавая сильные медицинские центры.
"Если в Крыму будут работать сильные медицинские центры, то народ туда будет летать осенью, зимой и весной. Тогда и здоровье людей будет укрепляться, будет падать цена даже на летний сезон, так как у лета появится конкуренция. Сейчас жители южных регионов должны заработать все деньги за три месяца, а если они будут зарабатывать в течение года, то у них будет значительно шире свобода манёвра", — считает эксперт.
По его мнению, нужно вкладываться "не в железные дороги к какой-нибудь деревне, где будут пять раз в год проходить этнографические пляски, а необходимо развивать мощные медицинские центры в уже развитых курортных местах для того, чтобы они могли стать по-настоящему всесезонными".