Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
Прошло две недели со времени президентских выборов в США, а апокалиптичный настрой западных СМИ не меняется. До неолиберального истеблишмента постепенно доходит необратимый смысл произошедшего: упущен контроль над настроениями избирателей и над обществом в целом, что очень опасно. Становится очевидно, что в ходе предвыборной кампании американские средства информации совершили какую-то непоправимую системную ошибку. Вернее, много ошибок.
Во время предвыборной кампании Трамп успешно пользовался Твиттером, где у него образовалось около 14,8 млн фолловеров, а всего в социальных сетях — 28 млн человек.
Именно социальные сети обеспечили медийное преимущество Трампа, в то время как Хиллари Клинтон вела старомодную пиар-кампанию, опираясь на традиционные средства информации — телевидение и прессу. Однако, несмотря на колоссальную стоимость медийной поддержки, ни CNN, ни The New York Times не помогли ей пробиться к сердцам рядовых избирателей.
В рядах традиционных СМИ царит паника. Журналистка парижского Le Monde Жоэль Стольц пишет, что "кризис классических средств информации позволил Дональду Трампу пробиться в Белый дом. Традиционная журналистика обязана в этой связи восстановить контроль над интернетом"(!).
Контроль за общественным мнением дал сбой, и этого не должно повториться. В результате давления Фейсбук уже вводит систему по маркировке "неправильной" или фейковой информации.
Как бы ни сложилась дальнейшая судьба Трампа и его предвыборных обещаний, именно в переломном 2016 году (выборы в США, референдум по Brexit в Великобритании) дала осечку безупречно отлаженная медийная система управления западным и частично мировым общественным мнением.
Важнейшим медийным ресурсом Трампа стал интернет-сайт Breitbart News. Этот правопопулистский сайт настолько радикален, что в сравнении с ним консервативный Fox News кажется либеральным телеканалом. Breitbart News позиционирует себя в качестве главного борца с "демократически-медийным комплексом" — союзом традиционных либеральных СМИ, шоу-бизнеса, финансового капитала и вашингтонской бюрократии.
Президентская кампания Дональда Трампа резко изменила баланс сил между "старыми" СМИ (ТВ, пресса) и "новыми" (интернет, социальные сети). Традиционные медийные гранды, поддержавшие Хиллари Клинтон, потерпели сокрушительное поражение, несмотря на колоссальные денежные вливания. Трампу все обошлось значительно дешевле. Он вложил в предвыборную кампанию (с упором на интернет) около 800 млн долларов, Клинтон — 1,3 млрд долларов.
Победил и новый медийный стиль, отвергающий политкорректность, либеральную демагогию и "замазывание" очевидных фактов. Говоря словами поэта, слова Трампа звучали "весомо, грубо, зримо", а также с долей соленого юмора, и это открыло ему путь к сердцам миллионов рядовых американцев, пресытившихся политкорректностью и неолиберальной болтовней.
Ультраконсервативный сайт Breitbart News выражается еще однозначнее: "Медийные бонзы считают, что это они делают королей. Их политкорректность, лживость, тайные договоренности с политиками и коррупция американской журналистики как таковой стали главной темой этих выборов".
Произошедшему есть и чисто практическое объяснение: за последние 15 лет тиражи западных газет упали как минимум вдвое, печатные издания все больше зависят от финансовых спонсоров, таких, как Джордж Сорос или фонд Клинтонов.
Теперь представители всех социальных групп, в том числе ранее стоявших вне политики, имеют прямой выход в интернет и через соцсети могут участвовать в политическом процессе.