Конец года – пора подводить итоги. Arctic.ru поговорил с исполняющим обязанности директора национального парка "Русская Арктика" Александром Кириловым об уборке территории, научных исследованиях и немецкой метеостанции "Кладоискатель", наделавшей шума в этом году.
- Александр Георгиевич, какие исследования прошли в этом году? На территории заповедника активно проводятся внутренние экспедиции, что исследовали в этом году? Вопросы научной деятельности в Арктике будет обсуждаться и в рамках форума "Дни Арктики в Москве", стартовавшего сегодня.
— С момента образования парка на ООПТ мы ежегодно проводим научные экспедиции, и этот год не стал исключением.
Традиционно специалисты выезжают в поле весной на непродолжительный срок и на более длительное время — летом.
В этом году мы продолжали весенние работы по мониторингу морских млекопитающих и белого медведя на Земле Франца-Иосифа как стационарно, так и с борта ледокола "Капитан Драницын". Были обследованы места обитания белого медведя, проведены судовые учёты морских птиц и млекопитающих.
Летом биологические научные отряды работали стационарно на двух точках Земли Франца-Иосифа (мыс Флора и бухта Тихая) и на Новой Земле в районе мыса Желания. Основные задачи — проведение мониторинга состояния популяций птиц и млекопитающих, инвентаризация биоразнообразия, включая насекомых, флору, микобиоту, картографирование растительного покрова. Мы медленно, но верно делаем биогеографическую карту мест, которые свободны от льда и снега.
Отдельная крупная задача — изучение миграций, мест зимовок и гнездования ключевых видов морских птиц в рамках международного проекта МОРТРЭК, участие в котором парк принимает с 2013 года. Группа орнитологов провела дополнительные морские наблюдения за птицами и млекопитающими на протяжённой трансекте к Северному полюсу, куда им пришлось сходить дважды, прежде чем добраться и выбраться с основного места работ на ООПТ. Были получены очень интересные материалы о состоянии природной среды и распределении животных в районах, прилежащих к ЗФИ, важные для понимания той картины, которая наблюдается на самой ООПТ.
Во второй половине лета работы продолжились в экспедиции "Открытый океан: архипелаги Арктики — 2016", организованной ассоциацией "Морское наследие". За три недели экспедиционное парусно-моторное судно "Альтер эго" обследовало 20 точек на 17 островах Новой Земли, ЗФИ и острове Виктория.
- Приближается зима. Ведётся ли в парке деятельность в зимний период или вся жизнь на это время замирает?
— Жизнь в парке, если можно так сказать, трансформируется, и, поверьте, это очень жаркий период. Если охарактеризовать кратко, то есть такая старая шутка: "Зачем дан берег моряку?— Затем, чтобы он крепче любил море". У нас примерно так же.
Большой полевой сезон заканчивается в октябре, и начинается период отчётов и планирования, поиска новых предложений и проектов. По большому счёту, если не было бы зимы, то и лето бы не состоялось.
Тут следует понимать, что у нас магазинов на территории нет, а довезти, если не позаботились об этом заранее, мягко говоря, трудно. Всё, что мы себе запланировали, мы должны организовать ещё здесь, в Архангельске. В то же время жизнь продолжается и в зимний период. У нас есть круглогодичный стационар на острове Земля Александры, где работы по программе парка не останавливаются вовсе.
- Есть ли планы по развитию туризма? Возможно, появятся новые экскурсионные программы?
— Мы постоянно работаем над тем, чтобы туристические компании заходили к нам на территорию чаще. Мы подсказываем, что и где посмотреть.
На будущий год с заходом на территорию национального парка "Русская Арктика" запланировано пять рейсов на атомоходе "50 лет Победы" по маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск, три по маршруту Шпицберген — ЗФИ — Шпицберген на судне Sea Spirit и два по Северному морскому пути на круизном судне "Академик Шокальский". Но это пока намётки, потому что турбизнес в Арктике довольно рисковый.
Мы существенно сократили время прохождения в пути для туристов. Прежде круизному судну с архипелага Шпицберген, чтобы попасть на архипелаг Земля Франца-Иосифа (расстояние между ними около 200 морских миль), требовалось четыре раза пересечь Баренцево море, чтоб открыть и закрыть границу в порту Мурманск. То есть вместо 400 миль судно с туристами проходимо 2700 морских миль (что с учётом всех процедур занимало семь-восемь суток). Сейчас это максимум двое суток.
- А каким образом вы этого добились?
— В 2015 году на острове Земля Александры был открыт пункт пропуска через границу. В 2015-2016 годах он работал в тестовом режиме под конкретное судно, которое заходит с посетителями со Шпицбергена. На самом деле бо́льшую часть работы проделал один известный туроператор, мы просто помогали ему в этой работе.
В прошлом году после открытия пункта пропуска у нас побывало 1225 человек, а в 2014 году — только 738 человек. В 2016 году — около 1 тыс. человек, потому что судно Sea Spirit заходило только два раза вместо трёх, как в прошлом году.
Открытие временного пункта пропуска на острове Земля Александры архипелага ЗФИ в первый же год позволило принять по данному маршруту дополнительно 292 (22,9%) круизных туристов.
Для увеличения количества посетителей необходимо, чтобы пункт пропуска заработал на постоянной основе со всеми компаниями и судами. Из-за тестового режима работы пункта несколько судов с пассажирами, которые хотели посетить Землю Франца-Иосифа, не смогли этого сделать.
- А из каких стран в основном приезжают туристы?
— В этом году территорию национального парка посетили представители 40 стран. Как и в предыдущие годы, в 2016-м больше всего туристов из Китая — 28% от общего числа посетителей, Германии — 17%. Число россиян держится примерно на одном уровне — 6%.
Всего в сезоне-2016 состоялось девять круизов: пять по маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск на атомном ледоколе "50 лет Победы" с заходом на Землю Франца-Иосифа, два по маршруту Шпицберген — ЗФИ — Шпицберген на судне Sea Spirit и два по Северному морскому пути с заходом на Новую Землю и Землю Франца-Иосифа на ледоколе "Капитан Хлебников" и теплоходе Hanseatic. Все рейсы сопровождали инспекторы национального парка, которые обеспечивали соблюдение природоохранного законодательства и охрану от белого медведя.
- В 2015 году в "Русской Арктике" реализовывалась программа по уборке территорий. В этом году она была продолжена?
— В текущем году работы по ликвидации накопленного экологического ущерба не проводились. Необходимо было осмыслить полученные результаты за прошедшие пять лет уборки территории и спланировать дальнейшую деятельность. Работы мы планируем продолжить в 2017 году.
В связи с глобальным потеплением климата Минприроды России планирует продолжить работы с геоэкологического обследования мест, где они проводились и будут проводиться. Нам надо посмотреть динамику природных процессов, чтобы понять, какие изменения проходят на конкретной территории. Необходимо также скорректировать объём работ, учитывая и социально-экономические факторы.
В части проведения непосредственно самих работ планируем сократить объём загрязнения на островах архипелага ЗФИ в массе не менее 8 тыс. т. В то же время, если анализировать результаты прошлых лет, то можно сказать, что с островов архипелагов ЗФИ и Новая Земля мы собрали и утилизировали более 40 тыс. т отходов производства и потребления. Это примерно равно массе четырёх Эйфелевых башен или пяти Дворцовых мостов в Санкт-Петербурге. Также мы провели техническую рекультивацию на территории 349 га (это около 500 футбольных полей).
Одновременно в ходе проведения работ были выявлены и исследованы объекты, обладающие признаками историко-культурной ценности. Если бы мы вычищали всё под ноль, то через какое-то время могли бы сказать, что на Земле Франца-Иосифа нет следов присутствия русских, поэтому и претензии России на эту территорию неправомочны.
Если мы считаем, что объект может представлять историко-культурную ценность, то мы подаём документы в Минкультуры и они решают вопрос культурной ценности. В результате были сохранены комплексы полярных гидрометеорологических станций на мысе Желания (архипелаг Новая Земля), в бухте Тихая на острове Гукера, комплекс исторических зданий обсерватории им. Э.Т.Кренкеля на острове Хейса, некоторые объекты военной инфраструктуры на островах Земля Александры и Греэм-Белл.
Особенно хочу подчеркнуть роль Минприроды России и лично министра Сергея Ефимовича Донского, который поддержал нашу инициативу сохранить историко-культурные объекты.
- В октябре в СМИ появились новости об обнаружении метеобазы "Кладоискатель", которая была найдена ещё в прошлом веке. В этом году удалось обнаружить на базе что-то важное?
— База "Кладоискатель" (Schatzgraber) — это притча во языцех. Она настолько обросла легендами… Что же произошло? В годы ВОВ война велась и в Арктике. По замыслу немецкого командования, гидрометеорологическая база следила за погодой — это было необходимо для атаки на конвои ленд-лиза, приходящие в порты Мурманска и Архангельска. В какой-то момент на острове Гукера был зарегистрирован несанкционированный выход в эфир радиопередатчика, их случайно услышали, по сути. Точные координаты установить не удалось, но указали на примерное положение — она должна была располагаться на западе архипелага.
После войны советские исследователи зашли на остров Земля Александры и случайно наткнулись на эту базу. Они обнаружили хорошо замаскированные убежища с накатом. Сразу стало понятно, что это за база, с какой целью она существовала. Причём всё выглядело так, будто люди только ушли, она была заминирована по всем правилам. Дома были пригодными для проживания, поэтому её разминировали, и первые годы сотрудники советской полярной станции на Земле Александры жили здесь, пока не построили метеостанцию с нормальными домами. А эту базу в 1950-е годы снесли под "нож бульдозера".
Их, по сути, никто и не разыскивал. Когда немецкие архивы стали доступны, то появилась информация, что такие базы у немцев были и в Гренландии, и на Шпицбергене, они известны.
В то же время, была вторая легенда про мыс Нимрод и немецкую базу подводных лодок с подводными гротами. В общем, легенд была масса. Её искали, но ничего тогда не нашли.
В 2012 году делом занялся старший научный сотрудник парка, профессиональный историк Евгений Олегович Ермолов, его снимки и произвели шумиху. Мы такого и не ожидали, для нас это вполне обыденная работа. В первый сезон ему удалось собрать коллекцию подъёмного материала из 300 единиц. В этом году удалось провести более подробные исследования, в том числе выполнить съёмку местности, обнаружить и нанести на план местоположение основных объектов бывшей станции — основного жилого дома, огневых позиций, склада боеприпасов, всего 18 объектов. Такая работа была выполнена впервые, прежняя историография станции была крайне скудна, а опубликованные сведения были отрывочны и противоречивы. Наиболее достоверные сведения опубликованы относительно недавно, в 2001 году, но они базируются на воспоминаниях одного из сотрудников станции и не подкреплены полевыми исследованиями.
Жизнь сотрудников станции "Кладоискатель" закончилась печально — они тяжело заболели. Один из них на охоте застрелил белого медведя, чтобы поесть свежего мяса вместо консервов. Медведь был болен, отчего заболели и метеорологи, они запросили экстренную эвакуацию. За ними прилетел "Фокке-Вульф "Кондор"" в 1944 году.
Мы организовали в 2016 году довольно сложное путешествие. Евгений, кроме того, обнаружил по вещественным доказательствам местоположение других объектов инфраструктуры, а именно "неуловимой станции" "Мыс Нимрод" и посадки самолёта "Фокке-Вульф "Кондор"" в 1944 году. Всё это нашлось по крупицам — гильзы, патронные ящики, остатки снаряжения и одежды. Всего в научные музейные фонды парка передано более чем 300 единиц, пополнивших "немецкую" коллекцию.
Благодаря неизвестному медведю данные о погоде в Арктике не передавались немцам, и конвои могли ходить в наших водах более или менее спокойно.
- А станцию подводных лодок вы так и не нашли?
— Нет, это городская легенда. Её точно никогда не было. Глупо было бы размещать её там по той причине, что подводная лодка в 1940-е годы — это, по сути, жестяная банка. Тогда речи быть не могло об усилении корпуса для плавания во льдах. Да и команды тогда мало обучены — уже в 24 года можно было стать капитаном подводной лодки, были и моложе капитаны в кригсмарине. Немецкое командование тоже отдавало себе отчёт в том, что держать там базу было бы безумной тратой денег в условиях войны.
- Есть ли на территории другие объекты, которые планируется исследовать?
— Безусловно, на территории парка есть ещё очень много исторических мест и объектов, которые ждут своих исследователей. Ряд из них находится под угрозой в связи с разрушением береговой зоны или активизацией процессов биодеструкции. Всё это следствия современного потепления климата. Определённую угрозу представляет и рост потока посетителей на территорию.
В первую очередь речь идёт о лагерях американских экспедиций Болдуина и Фиалы, о комплексе памятников на острове Рудольфа от экспедиций первопроходцев до советской полярной станции, домике "Эйра" из экспедиции Ли-Смита.
А объектов, связанных с военной историей, с немцами, у нас нет. Это был единственный эпизод и им останется, когда велись военные операции в Арктике.