Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Итоги первого тура праймериз партии "Республиканцы", прошедшего в воскресенье во Франции, оказались сенсационными и ожидаемыми одновременно. То, что лидер партии, экс-президент Николя Саркози потерпел поражение, вряд ли могло удивить кого-то. Но то, что оно вышло столь сокрушительным, и что в итоге в фавориты с большим отрывом вырвался бывший глава правительства Франсуа Фийон, существенно потеснив другого экс-премьера Алена Жюппе, для многих стало неожиданностью.
За Фийона проголосовали около 44% избирателей, за Жюппе — менее 29%. Саркози едва набрал 20% голосов. Никто из остальных кандидатов — а это Брюно Ле Мер, Натали Костюшко-Моризе, Жан-Фредерик Пуассон и Жан-Франсуа Копе — не набрал и 4%. Уже к полуночи Саркози признал поражение, поздравил более удачливых соперников и призвал своих избирателей голосовать за Фийона, который, по его словам, "лучше понимает стоящие перед Францией вызовы".
27 состоится второй тур первичных выборов, в котором сойдутся Франсуа Фийон и Ален Жюппе. Согласно опросу, проведенному исследовательской компанией OpinionWay, Фийон может получить 56% голосов, Жюппе — 44%.
Два политика
71-летний Ален Жюппе несколько раз приходил в правительство: в 90-е он сначала был министром иностранных дел, затем возглавил кабинет, сформированный при президенте Жаке Шираке. Пост премьера покинул после победы на парламентских выборах социалистов. В 2007-м и в 2010-м Жюппе снова дважды возвращался в правительство, где получал разные министерские портфели, последней его должностью снова стал пост министра иностранных дел.
62-летний Франсуа Фийон в середине 2000-х занимал должности министра труда, затем министра образования, а при президенте Николя Саркози возглавил кабинет, в составе которого служил и Жюппе. Фийон — второй по продолжительности пребывания в должности из премьер-министров Пятой республики после Жоржа Помпиду.
Жюппе как правого политика отличает его близость к левым — настолько, что многие во Франции полагают: в случае избрания президентом его курс вряд ли будет кардинально отличаться от нынешнего курса социалиста Франсуа Олланда. Свою избирательную кампанию он строит отчасти на левой риторике, отчасти — на критике Москвы. Жюппе безоговорочно одобрил принятие антироссийских санкций и, в отличие от Саркози, поддержал отказ от продажи вертолетоносцев "Мистраль" России.
Во внутренней политике Франсуа Фийон считается консерватором в социальном плане и либерал-реформатором в экономическом. Он выступал за увеличение пенсионного возраста до 65 лет, отмену моратория на добычу сланцевого газа и против однополых браков. Не раз призывал модифицировать договоры ЕС, чтобы обеспечить большую экономическую интеграцию стран-участниц и усилить зону евро.
"Фийон может устроить всех"
Ни Саркози, ни Жюппе изначально не имели достаточных шансов на полноценное признание в качестве кандидатов в президенты, считает директор Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Александр Орлов.
По его мнению, низкий уровень поддержки Николя Саркози избиратели продемонстрировали еще в 2012-м году, когда он проиграл президентские выборы Франсуа Олланду.
Что касается Алена Жюппе, то, хотя его и называли фигурой номер один в стане правоцентристов, но отношение к нему во Франции далеко не однозначное, и мало кто всерьез воспринимает его как будущего главу государства — масштаб не тот, утверждает аналитик.
"В то же время, Франсуа Фийон — человек, который может устроить разные "крылья" правых сил. Он сдержан, реалистичен, готов развивать сотрудничество и с Западом, и с Востоком, в том числе, с Россией. И шансов у него намного больше, чем у любого другого кандидата от любой французской партии", — говорит Александр Орлов.
Жюппе выступает, с одной стороны, как левый политик, с другой — на достаточно жестких националистических началах. И эта противоречивость мешает позиционировать его как общенационального лидера, утверждает он.
"В такой ситуации становится непросто разделить электорат — и сохранить партийную чистоту, и играть на поле своих соперников. Он сможет, к примеру, оттянуть часть голосов у "Национального фронта" Марин Ле Пен, но, в то же время, ему трудно будет создать платформу, которая может стать объединяющим началом для всей партии. А внутрипартийное разделение — довольно плохой старт для президентской кампании", — говорит Дмитрий Данилов.
"Республиканцы" начинают и пока выигрывают
Проведя свои первые праймериз, партия республиканцев добилась для себя наиболее благоприятного результата, утверждает председатель Совета по внешней и оборонной политике Федор Лукьянов, который согласен с тем, что Франсуа Фийон имеет сегодня больше шансов, чем кто-либо из его оппонентов.
"Саркози своим эгоцентризмом, бесчисленными бракоразводными процессами и прочими скандалами сегодня вызывает раздражение у огромного числа французов, и если бы "Республиканцы" выдвинули именно его, то провал их кандидату был бы обеспечен. Жюппе склонен к левой риторике, которая, благодаря Олланду, сегодня во Франции крайне непопулярна. Фийон, по сути, "второй Саркози", но лишенный груза нажитых им проблем, и это именно то, что нужно сейчас французским избирателям", — говорит Федор Лукьянов.
Так или иначе, 27 ноября пройдет второй тур праймериз правоцентристов. С выбором своего кандидата должна определиться и Социалистическая партия. В итоге в апреле-мае в борьбе за Елисейский дворец сойдутся, прежде всего, республиканцы, социалисты и крайне правый "Национальный фронт".
Эксперты отмечают: если Франсуа Олланд не откажется от своего намерения баллотироваться на новый президентский срок, то провал ему гарантирован — рейтинг действующего главы государства, взлетевших после серии терактов 2015 года, сегодня вновь упал, и достиг уже 11%, напоминает Александр Орлов.
Политолог убежден, что для России наилучшим выбором французов стал бы Франсуа Фийон.